Дворец во дворце

Информация о событии
  • Постоянная экспозиция
  • Оперный дом в Царицыно
  • Оперный дом в Царицыно Москва, улица Дольская, дом 1
Информация на сайте партнера

Возможность экспонирования коллекции останкинской скульптуры в стенах выдающегося творения Баженова – Оперного дома в Царицыне - дает уникальный шанс создать в рамках одного пространства редкостный артефакт – своеобразное овеществление того представления о соединении гармонии и смысла, которое лежало в основе одновременно баженовской «идеальной» архитектуры и идеи о «Пантеоне искусств» графа Н.П.Шереметева.

К сожалению, замыслы Баженова по внутренней отделке «Среднего дворца» остаются неизвестными. Вместе с тем не подлежит сомнению, что если бы эта отделка была завершена, немалое место в ней принадлежало бы именно скульптуре – как в силу общих закономерностей создания интерьеров, характерных для того времени, так и в силу особенностей задуманного архитектором пространства с его чередованием разномасштабных, разнообъемных и разноосвещенных помещений и множеством мест, как будто специально предназначенных для скульптурных произведений – ниш и проемов, закругленных или угловых простенков и т.д.

С другой стороны, и шереметевский замысел «пантеона искусств» включал в себя галерею скульптуры. В то время подобные галереи не были редкостью и считались одним из обязательных элементов богатой парадной резиденции – вспомним хотя бы галерею Боргезе в Риме, которая приобрела свой окончательный облик как раз в конце XVIII века, когда ее перестроил и заново отделал в стиле классицизма Маркантонио Боргезе IV (1730—1800). Весь первый этаж ее превратился в галерею скульптуры, где наряду с антиками заняли почетное место барочные шедевры Бернини и классицистические творения Кановы и Торвальдсена.

Как известно, ни Баженов, ни Шереметев по разным причинам так и не смогли осуществить свой замысел полностью. Сегодня нам дается соблазнительная попытка представить себе, как могло выглядеть – пусть не полностью, а лишь частично – воплощение идеи соединения интереснейшей архитектуры, классической скульптуры и прекрасного ландшафта. При этом особый интерес состоит здесь не в умозрительной исторической реконструкции, а в создании совершенно нового проекта, выполненного руками современных экспозиционеров для современного зрителя.

Основная художественная задача новой экспозиции – ни в коем случае не пытаться «додумать» за архитектора то, что ему не довелось довершить, а лишь, следуя за его прихотливой творческой мыслью, попытаться воплотить тот художественный посыл, который заложен в экспрессивной игре архитектурных форм и объемов, в контрасте избыточной декоративности фасадов и романтической аскетичности интерьеров, в сопоставлении продуманной пространственной игры здания и якобы «нетронутой» натуры окружающего парка.

Коллекция скульптуры музея-усадьбы Останкино дает широкий спектр возможностей для выполнения этой задачи. Основу её составляют произведения, закупленные и привезенные для декоративного оформления залов Останкинского дворца-театра графом Н.П. Шереметевым. Если учесть, что многое из того, что предназначалось для Останкина, покупалось или заказывалось у тех же поставщиков, которые выполняли в это же время (1797-1798 гг ) заказ по украшению императорской резиденции в Павловске, смотрение над которой имел Н.П.Шереметев, можно смело сказать, что останкинское собрание скульптуры является типичным для многих дворцово-парковых ансамблей XVIII века. В коллекции собраны и подлинные антики (Гигейя, Козочка, головка Афродиты), и копии античных скульптур, выполненные в XVIII веке французскими и итальянскими скульпторами (Фальконе, Гудон, Пигаль, Буазо), и произведения русских и западно-европейских мастеров XIX века, попавшие во дворец уже после смерти его заказчика. С точки зрения сюжетов основной массив произведений составляют мифологические и аллегорические образы, часто объединенные в циклы (времена года, стихии, античные герои, музы и т.д.). Весьма ценной частью коллекции являются «родные» тумбы и постаменты, позволяющие экспонировать предметы коллекции в их историческом обрамлении.

Как и в каждой коллекции эпохи Просвещения (не подлежит сомнению, что и Баженов, и Шереметев – персонажи как раз этой эпохи), в ней чувствуется немалый дидактический посыл, который приходится очень кстати в свете поставленной задачи. Разнообразие материалов, сюжетов, образов позволяет на основе одной коллекции выстроить настоящую энциклопедию культуры второй половины XVIII века. Оно дает возможность затронуть в разговоре со зрителем широкий спектр вопросов и тем (античная скульптура и археологические раскопки, представление об античности в эпоху классицизма и коллекционирование в XVIII веке, проблема оригинала и копии в искусстве, наконец, античная мифология и ее значение для понимания классического искусства в целом), разработать музейные программы для работы с различными категориями Посетителей.

Таким образом, может быть сформирована и пропедевтическая цель выставки: представить коллекцию скульптуры во всем многообразии содержащихся в ней форм, образов, сюжетов и материалов. Уникальность экспозиционного пространства и оригинальность художественно-архитектурной концепции позволяют в этом многообразии тем определить важнейшие, выделить наиболее значимые с исторической и художественной точек зрения экспонаты, расставить необходимые смысловые акценты.

Необходимо помнить, что большая часть коллекции останкинской скульптуры никогда не покидала стен Дворца, и ее экспонирование впервые в непривычном и необычном для нее пространстве позволит и экспозиционерам, и зрителям взглянуть на нее в новом ракурсе. В новом ракурсе неизбежно предстанет и сам памятник, в котором планируется проведение выставки, и этот синтез может дать совершенно необычный результат, который позволит возродить интерес и к Останкину, и к Царицыну.

 

Авторы концепции: В.А. Ракина, Ю.И. Олейник

Кураторы проекта: В.А. Ракина, Ю.И. Олейник, М.С. Солдатова, И.В. Коротких

Художник: Э. И. Белоусов

 

Карта

Яндекс.Метрика