230 лет Останкинскому дворцу-театру
230 лет назад, 22 июля 1795 года на сцене театра в Останкине состоялась премьера лирической драмы П. Потемкина на музыку О. Козловского «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила».
Несколькими годами ранее у графа возникло пожелание построить театр с возможностью быстрой трансформации сцены и зрительного зала в “воксал”, так тогда называли танцевальный зал. Это и послужило основой проекта в Останкине. Требования хорошей акустики предопределили выбор дерева в качестве основного строительного материала. К тому же дерево позволяло быстро строить и легко переделывать уже возведенные конструкции. Техническим оснащением и размерами сцена останкинского театра превосходила лучшие частные театры Европы.
Вместе с оркестрантами и техниками машинного отделения в труппе насчитывалось около 200 человек. Современники отмечали, что крепостные актеры Шереметева превосходно выучены, «вышколены» и составляли хороший ансамбль, а также соперничали с профессиональными актерами московского театра Меддокса. Пению крепостных обучали итальянцы, игре на музыкальных инструментах – немецкие музыканты, танцам – знаменитые европейские балетмейстеры, сценическому искусству – выдающиеся русские актеры. Занятия проходили ежедневно по специально разработанной программе.
Сценические фамилии давали крепостным актерам по названию драгоценных камней. Например, певица Прасковья Ковалева, ставшая впоследствии женой графа, имела фамилию Жемчугова, а танцовщица Татьяна Шлыкова - Гранатова.
Николай Петрович и сам репетировал с ведущими актёрами своей труппы. Любовь к музыке и совместные репетиции сблизили его с крепостной актрисой Прасковьей Ивановной Ковалевой-Жемчуговой. Прасковья с детства отличалась прекрасным голосом и привлекательной внешностью, и довольно скоро ее вместе с другими детьми крепостных отобрали для обучения театральному искусству. В возрасте десяти лет она дебютировала в роли служанки в комической опере Гретри «Испытание дружбы». Через несколько лет Прасковья выступала уже в дюжине опер и была бесспорной звездой труппы. Впоследствии она стала женой графа и матерью наследника.
В наши дни останкинский дворец-театр является единственным в России и одним из немногих имеющихся в Европе театральным зданием конца XVIII в., сохранившим сцену, зрительный зал, интерьеры фойе, помещения гримерных, подлинную театральную машинерию. Музей принимает поздравления от знаменитостей и коллег:
Видеопоздравление от балерины, народной артистки РФ Илзе Лиепа
Поздравление от Ксении Коробейниковой (Телеграмм-канал Ку-ку)
Поздравление от Главархива Москвы
Поздравление от ГМИИ им. Пушкина
Репортаж телеканала ОТР к юбилею дворца
С днём рождения, любимый дворец-театр!