Архитектурный декор
В России бумажные обои распространились в эпоху зарождения классицизма, а апогей моды на «бумажки», также как в странах Западной Европы приходится на 1770-1790-е годы.
«Бумажки» - недолговечный материал, из всех видов отделки быстрее всего подверженный старению. В настоящее время обоев XVIII века - поры их наивысшего расцвета - осталось довольно мало, они представлены в основном в музейных коллекциях, а в интерьерах почти не сохранились. Уникальный пример сохранившихся в первозданном виде бумажных обоев находим в отделке парадных интерьеров Останкинского дворца (1792-1798) графа Н.П.Шереметева. Особенно хорошо они сохранились в Итальянском павильоне и соседних с ним помещениях. Здесь использовались различные разновидности и сорта самых лучших импортных обоев, в том числе и обои Ж.Б.Ревейона. Торцевая стена примыкающих к павильону «кабинетцев» декорирована обоями интенсивного травянисто-зеленого цвета с полихромным цветочным бордюром, а нижняя панель — сразу несколькими сортами обоев: на основной фон «бумажек» под светлый мрамор с красными прожилками наклеено изображение резной балюстрады, отпечатанное с такой иллюзионистической точностью, что уже с расстояния буквально трех шагов, вводит зрителя в заблуждение относительно техники ее исполнения. Цокольная часть этой бумажной балюстрады имитирована темно-коричневой пестрой «мраморной бумагой».
Техника декорации боковых стен «кабинетцев» еще сложнее. Из целых листов французских обоев вырезали отдельные фрагменты: фигурки и сцены античной мифологии, имитирующие помпеянские 'росписи, разнообразные цветочные бордюры, гротески и т.п. Затем все эти «бумажки» наклеивались на лист гладкой зеленой бумаги, являющейся фоном для всей композиции, и мастерам оставалось пройтись кисточкой в местах склейки, чтобы придать композиции законченный вид. Уже готовое панно наклеивали на холст, предварительно натянутый на стену и закрепленный в багетовые рамы. Применение техники коллажа позволило добиваться средствами только бумажных обоев практически неограниченных декоративных возможностей в отделке интерьеров. Как правило в одной композиции использовали «бумажки» различного производства, которые могли различаться качеством исполнения и фактурой поверхности. Так, в боковых простенках «кабинетцев», кроме французских и английских «бумажек», была использована плотная бумага местного производства, расписанная под мрамор, а также белые бумажные вставки с непритязательным гротесковым орнаментом, выполненным от руки цветной тушью.Особенно эффектны декоративные панно в падугах и потолке Итальянского павильона. В каждом таком панно использовано до 10 различных сортов обоев: цветочные композиции, вазы, ламбрекены, фантастические животные и птицы, арабески, композиции в модном «этрусском стиле», имитирующие черно- и краснофигурную живопись античных ваз, персонажи античной мифологии, выполненные в технике гризайль. Изобразительные мотивы заключаются в прямоугольные, овальные, круглые рамки, сочетаются с фризами из пальметт, меандров, цветочными и фруктовыми гирляндами. В обклейке перекрытий останкинских интерьеров применяются также обои, имитирующие объемные кессоны и рельефные лепные фризы из грифонов и акантовых листьев.Разнообразие использованных в Останкинском дворце обоев так велико, что только на его примере можно составить довольно полное представление о европейской обойной продукции последней четверти XVIII века.
Материал составлен на основе:
ЗОЛОТОЙ ВЕК БУМАЖНЫХ ОБОЕВ
И.Ефремова (Пинакотека № 4, 1998 г.)