Бисерные страсти. ( Три века бисера в России). Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино)

Информация о событии
  • с 26.02.2013 по 17.05.2013
  • Муниципальное учреждение культуры «Егорьевский историко-художественный музей»
  • Муниципальное учреждение культуры «Егорьевский историко-художественный музей» Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 73/20
Бисер - это миниатюрные бусинки. Прозрачные или матовые, круглые или граненые, цветные или однотонные - соединенные вместе, они создают свой радостный мир, волшебный и таинственный. В немеркнущем от времени стекле сокрыты неисчерпаемые возможности технических и декоративных приемов, которые постоянно влекут к себе самых разнообразных мастеров. 
 
Этот мир малых форм, созданный стеклодувами, проходит через историю всех человеческих цивилизаций. Корни бисерного искусства уходят вглубь веков. Но особой популярности бисер достигает в западноевропейском и русском искусстве в конце XVIII – первой половине XIX столетий. В это время культивирование эстетики быта значительно расширило сферу его применения: из бисера делались всевозможные предметы убранства не только светского, но и церковного интерьера, изготовлялись всевозможные аксессуары моды и элементы костюма, бисером и стеклярусом вышивали картины. Изделия из бисера выполнялись в разных техниках: вышивка, вязание, плетение, низание, ткачество и даже мозаика из бисера на воске.
 
Особенное увлечение бисером – настоящая «бисерная страсть» охватила всю Европу в первой трети XIX века. В то время вышивание бисером стало не только модным женским занятием, но им увлекались и мужчины. В отличие от стран Западной Европы, где бисером занимались преимущественно представители средних сословий, в России этим рукоделием по большей части увлекались аристократки. Отсюда и чрезвычайно высокий статус русской ручной вышивки, которая приобрела столь выдающиеся художественные достоинства, что могла служить и подарком монарху и способом самовыражения знатной вышивальщицы, и знаком любви и благодарности.
 
В наше время бисер также является объектом страстного увлечения, но не рукоделия - а коллекционирования. Собирать вышивки начали в России с конца XIX века. Среди самых известных собраний - коллекции бисера С.Н. Тройницкого - бывшего директора Эрмитажа, псковского купца и собирателя старины Ф.М. Плюшкина, искусствоведов А.К.Пожарского и Е.Н.Брюлловой. Коллекционировали бисер известные художники М.Ф.Ларионов и Н.С.Гончарова и многие другие. Среди выдающихся коллекционеров нашего времени, прежде всего, можно назвать московских собирателей старины Р.М.Парсегову, В.М. Миримову, В.С.Васильева и крупнейшего знатока и исследователя бисера Е.С.Юрову. Их уникальные собрания недавно вошли в состав музейного фонда Московского музея-усадьбы Останкино, что придало ему статус крупнейшего в нашей стране.
 
Коллекция бисера Московского музея-усадьбы Останкино разнообразна по типологии составляющих ее предметов и охватывает весь временной промежуток распространения бисера в России. Она уникальна и интересна как для специалистов, так и для широкого круга любителей и собирателей бисера. На выставке представлен весь спектр бисерных работ – начиная от крохотных чехольчиков для вязального крючка, дамских часиков или мелка и кончая чубуками, подсвечниками и великолепными бисерными панно для отделки мебели. Украшением выставки являются парадные бисерные платья эпохи модерна, дополненные редкими в нашей стране аксессуарами в стиле Арт-деко - дамскими сумочками и кошельками, выполненными в технике ткачества.
Организаторам выставки хотелось не только показать немеркнущую красоту этого вида декоративно-прикладного искусства, но и восстановить утраченную связь вещей, поместив бисер в его естественное окружение. Поэтому выставка дополнена предметами мебели, осветительными приборами и другими вещами, которые помогают современному человеку почувствовать одухотворенную атмосферу усадебного быта, где, по словам П.Я. Чаадаева воплотилось «проявление идеального в частной жизни».
 
Представленные на выставке бытовые и интерьерные вещи из собрания Музея-усадьбы Останкина дополнены мебелью из московской галереи «Три века», а также редкими стеклярусными окладами икон и бисерными иконами из фондов Егорьевского историко-художественного музея. 
 
Автор проекта 
Кандидат искусствоведения, сотрудник Музея-усадьбы Останкино 
Ирина Ефремова

Карта

Яндекс.Метрика