Царские изографы. Мастера-иконописцы Оружейной палаты.

Церковь Живоначальной Троицы в Останкино, пышно украшенная изразцами, белокаменной резьбой и рядами кокошников, является такой же неотъемлемой частью усадьбы Останкино, как и Останкинский дворец. Этот храм был построен в последней четверти XVII века, его внутреннее убранство относится к XVII-XIX вв. Один из пределов храма - придел во имя Тихвинской Божией Матери, - на протяжении истории существования служил домовой церковью владельцев усадьбы - князей Черкасских и графов Шереметевых и был освящен в 1683 году. Представителями богатейших родов русского дворянства для украшения храма заказывались иконы лучших мастеров своего времени. Так некоторые иконы, установленные в иконостасе Тихвинского придела Останкинской церкви, выполнены мастерами Оружейной палаты Московского Кремля, являвшейся центром художественной жизни страны с середины XVII века. Мастерами Оружейной палаты выполнены также отдельные иконы, находящиеся в собрании Останкинского дворца. Для Шереметевых, религиозность была не просто правилом, а благотворительность для них являлась важной потребностью и состоянием души. На благотворительность жертвовались огромные суммы, за счет представителей семьи Шереметевых возводились и содержались храмы, обители, приюты. В каждой комнате дворца, возведенного графом Н.П. Шереметевым, обязательно помещалась икона. Многие иконы были созданы лучшими иконописными мастерами того времени. В XVII веке в иконописи развивается новый взгляд на цели и задачи искусства, начинается постепенное утверждение светского начала, усиливается отход от церковных традиций, интерес к общечеловеческим ценностям. Вместо традиционных плоскостно-условных силуэтов и ликов постепенно появляются объемные изображения, созданные с помощью эффектов светотени и знания анатомии, цвет лиц приближается к натуральному, естественному. Вместо условного пространства возникает изображение вполне конкретного места, иногда даже построенного по законам прямой перспективы. В Оружейной палате работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и иностранные художники, получившие образование в Европе. Русские живописцы постепенно обращались к опыту западноевропейского искусства. Иконная мастерская Оружейной палаты состояла из жалованных мастеров (т.е. состоящих в штате и получавших жалование) и кормовых, которые выполняли работы лишь периодически. По специальностям иконописцы делились на знаменщиков (рисовальщиков) и травщиков (мастеров декоративного письма), писавших одежды (доличное) и лики (личное письмо). Расцвет иконной мастерской Оружейной палаты приходится на 1655-1680-е гг. и связан с деятельностью Симона (Пимена) Ушакова - крупного русского живописца, возглавлявшего мастерскую с 1664 года.

Яндекс.Метрика