DEUS CONSERVAT OMNIA. История реставрации Останкинского дворца

Информация о событии
  • с 12.02.2025 по 31.12.2025
  • Выставочные залы Центра реставрации и хранения Усадьбы Останкино
  • г. Москва, 1-я Останкинская ул., стр. 5

Центр реставрации и хранения усадьбы «Останкино»

представляет выставку, которая посвящена процессу реставрации музея.

Даты проведения выставки:12 февраля 2025 года

Куратор: Полина Шевченко

Место проведения: г. Москва, 1-я Останкинская ул., стр. 5

Центр реставрации и хранения усадьбы «Останкино»

На территории Усадьбы Останкино, входящей в состав Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», открывается новое выставочное пространство

С 12 февраля 2025 в них будет проходить выставка «Deus conservat omnia. История реставрации Останкинского дворца». 

«Deus conservat omnia» —Бог сохраняет все.

Девиз графов Шереметевых на родовом гербе не случайно был выбран в качестве названия выставки. Для одного из богатейших и старейших родов он является своеобразной охранной грамотой, оберегающей шереметевские усадьбы и коллекции. Реставрация Останкинского дворца, построенного в 1790-е годы, преследует ту же цель: сохранить единственный в России деревянный театр XVIII века со сценой, зрительным залом, машинерией и подлинными парадными интерьерами.

Цель выставки — рассказать о подготовке и ходе комплексной научной реставрации Останкинского дворца, ее уникальности и сложности, многообразии материалов отделки и связанных с ними особенностях реставрационных процессов.

Дворец в Останкине был задуман графом Николаем Петровичем Шереметевым как летняя увеселительная резиденция, сердцем которой должен был стать театр. По этой причине основным материалом для строительства было выбрано дерево, обладающее наилучшими акустическими свойствами. Парадные помещения, окружающие театр и игравшие роль фойе, были отделаны с необычайной пышностью благодаря использованию самых разных техник и материалов, применявшихся в то время.

Судьба дворца сложилась так, что он недолго радовал своего создателя, но после его кончины бережно сохранялся в неизменном виде как семейная реликвия. Его убранство можно смело назвать энциклопедией строительной практики конца XVIII века, отделочных технологий и декоративных материалов, которые дошли до нашего времени. Однако дерево — недолговечный материал, подверженный гниению и биологическим поражениям, что является основной проблемой Останкинского дворца, противостоящего сырости из-за подступающих грунтовых вод и капризам погоды уже более двух веков.

Поэтому вся история Останкинского дворца — это история его реставрации, начало которой можно датировать 1812 годом. Выставка дает возможность подробно рассказать и показать зрителю особенности конструкции здания и тех или иных материалов, применявшихся в его отделке, а также современные подходы к необходимым реставрационным мерам, основным условием которых является бережное отношение к подлинным элементам конструкций и декора. На примере масштабных макетов устройства фундамента и стен, строения колонн можно увидеть не только технологии строительства XVIII века, но и материалы того времени.

Следующим основным разделом выставки является внутреннее убранство дворца XVIII века, в котором практически в неизменном виде дошли до нас не только лепнина, искусственный мрамор, золоченая резьба, ценные паркеты, предметы столярного мастерства, но и такие недолговечные материалы, как бумажные обои и элементы из папье-маше. Каждый из этих разделов представлен чертежами и обмерами, демонстрирующими богатство и красочность архитектурного декора, а также непосредственно самими его элементами — скульптурными барельефами, резными панно, дверными полотнами, паркетными щитами (в сопоставлении «до реставрации» / «после реставрации»), иллюстрирующими весь процесс реставрационных работ.

Особое место в повествовании о реставрации Останкинского дворца отведено роли реставратора в сохранении культурного наследия. Данная тема является сквозной и проходит через всю выставку. В каждом разделе, посвященном определенному виду реставрационных работ, представлены инструменты реставратора, а также небольшое видео, демонстрирующее процесс работы. Кроме того, большая часть плоскостного материала представлена чертежами, планами и зарисовками известных реставраторов-художников Н.Я. Тамонькина и В.Д. Квасова., проводивших свои натурные замеры и фиксацию в Останкинском дворце с 30-х по 70-е годы XX века. Эти чертежи имеют не только художественную, но и высокую научную ценность и до сих пор активно используются музейными сотрудниками и реставраторами при проведении научных изысканий.

Настоящая выставка — попытка продемонстрировать уникальный опыт, который был приобретен за время подготовки проекта и начала его воплощения, а также рассказать, что происходит за реставрационными лесами. Она дает возможность продемонстрировать как процесс, так и результат реставрационных работ не только профессионалам,но и посетителям, с нетерпением ожидающим открытия Останкинского дворца-театра.

 

Взаимодействие с представителями СМИ:

pr@ostankino-museum.ru

+7 (925) 249 99 30

Карта

Яндекс.Метрика