Джамбаттиста, Франческо и Лаура Пиранези. Шедевры мировой графики из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. г. Обнинск 17
Коллекция работ великого итальянского офортиста Джамбаттиста (Джованни Баттиста) Пиранези (1720-1778), с чьим именем связан небывалый расцвет жанра архитектурного пейзажа, и его детей – сына Франческо (1758 или 1759 – 1810) и дочери Лауры (1755–1785) – в собрании Московского музея-усадьбы Останкино насчитывает около двух сотен листов. 50 из них представлены на выставке, которая откроется 3 мая в Музее истории города Обнинска
Пиранези получил широкую известность как выдающийся мастер офорта уже в самом начале творческой карьеры. Уроженец Венеции, двадцатилетним юношей он приехал в Рим в качестве рисовальщика при венецианском посольстве. Вечный город навсегда покорил сердце Пиранези и стал основной темой его творчества. Базилики и термы, усыпальницы и мавзолеи, площади и палаццо, колонны и фонтаны, ворота и портики, мосты и акведуки, храмы и триумфальные арки – кажется, нет ни одной достопримечательности, которая не отразилась бы в виртуозных офортах Пиранези, проникнутых восхищением перед величием человеческого духа, создавшего этот неповторимый город.
Пиранези отличала необычайная работоспособность – его наследие составляют около 2000 награвированных досок, объединенных в 29 циклов. Постоянно совершенствуясь в технике офорта, мастер выработал свой собственный неповторимый стиль, отличающийся необыкновенной свободой и разнообразием штриха и богатством планов, достигаемым тонкой градацией травлений.
Уже в самом конце жизни Пиранези, преклонявшемуся перед древностями Рима, удалось увидеть подлинные архитектурные памятники древней Греции. Поразившие его храмы Пестума стали как будто новым толчком для развития его стиля – можно сказать, художник достигает высокого реализма в своем стремлении объединить величественную простоту архитектурных форм, необъятность окружающего их пейзажа и течение реальной жизни. Однако мастеру не суждено было продолжить работу – он умер, склонившись над одной из пестумских досок, в возрасте 58 лет.
Сам художник гордо именовал себя архитектором, и хотя ему не довелось воплотить в реальности ни одной своей архитектурной идеи, его творчество оказало огромное влияние не только на последующие поколения живописцев и граверов, но и на формирование неоклассического стиля в европейской архитектуре.
Из пятерых детей Джамбаттиста Пиранези учениками, помощниками и продолжателями его дела стали только двое: дочь Лаура и сын Франческо.
О Лауре сведений сохранилось очень немного – она умерла молодой, пережив отца всего на семь лет. Судя по очень редким сохранившимся гравюрам, Лаура в основном копировала работы отца в уменьшенном масштабе (чтобы расширить круг покупателей-туристов, которым не по карману были грандиозные листы Джамбаттисты). Ее уверенная манера свидетельствует о том, что она была прилежной ученицей и успешно овладела мастерством офорта, однако не успела достичь той виртуозности штриха, которая была характерна для Пиранези-старшего, а необходимость ради заработка предпочесть копирование работе над собственными произведениями не дала ей подняться до уровня выдающегося мастера. Представленные на выставке листы Лауры позволяют не только сравнить авторские манеры отца и дочери, но и еще раз поразиться той свободе и разнообразию приемов, с которыми работал над своими досками Джамбаттиста.
Франческо Пиранези много помогал отцу в его поздних работах, а после его смерти стал издателем его работ, иногда добавляя в альбомы Джамбаттисты свои оригинальные работы вместо спечатанных первоначальных досок или же выполняя копии с них. Вполне мастеровитые, его произведения все же выглядят более робкими по замыслу и исполнению по сравнению с работами отца.
Конечно, скромная по количеству произведений выставка не может дать представления обо всем многообразии продукции знаменитой художественной семьи Пиранези, однако она позволяет нам увидеть лучшие листы из творческого наследия мастеров итальянской гравюры, завершивших ее великий взлет на торжественной ноте.
Куратор проекта: заместитель директора по научной работе Московского музея-усадьбы «Останкино» Варвара Александровна Ракина