Эпохи миг в зеркальном отражении
Выставка посвящена роли зеркала в интерьерном ансамбле XVIII–XIX веков. На ней экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из собраний музеев-усадеб «Кусково» и «Останкино», Государственного исторического музея, а также Государственного музея А.С. Пушкина. История современного зеркала берет свое начало в XVI веке, когда в Венеции была изобретена технология изготовления дутого и хрустального зеркального стекла. В России зеркала не сразу получили распространение даже среди представителей аристократии. Причиной тому была не только высокая стоимость, но и неодобрение церкви наряду с народными суевериями. Считалось, что зеркала тесно связаны с нечистой силой и потусторонним миром. Именно поэтому их было принято завешивать тафтой или шелком и хранить в киотах. Ситуация изменилась в период преобразований царя Петра I в начале XVIII века – зеркала стали выставлять напоказ в качестве особых предметов роскоши. С этого момента они начинают постепенно становиться неотъемлемыми элементами убранства любого жилого и парадного интерьера в домах знати и богатых людей. И это неслучайно, так как зеркалам находили различное применение. В первую очередь, зеркало – это произведение искусства. Центральная экспозиция зала первого этажа представляет зеркала и их обрамления XVIII–XIX столетий русской и западноевропейской работы, отличающиеся большим разнообразием в декоре. Особенно интересны зеркала из собрания Шереметевых в нарядных резных золоченых рамах, а также венецианские зеркала с красочной стеклянной мозаикой. Зеркала – настенные и напольные, настольные и ручные – в истории своего развития подчинялись меняющимся художественным стилям и вкусам, отражая каждый миг проходящей перед ними эпохи. В пяти круглых кабинетах-фонариках, размещенных на первом и втором этажах павильона, представлены собирательные образы различных по назначению и стилю усадебных интерьеров – «кунсткамера» петровской эпохи, рокайльный «фарфоровый кабинет», «гостиная» раннего классицизма, ампирная «столовая» и «туалетная комната» периода второго рококо. Зеркало в них трактуется не только как один из наиболее значимых компонентов в построении интерьерного ансамбля, но и как отражение модных тенденций. В то же время оно рассматривается как своего рода «подвижная» живопись – картина, изображающая не постоянные, а текущие события. Примечательно и типологическое разнообразие зеркал, представленных в центральной витрине второго этажа. К ним относятся ручные зеркала и настольное плато, а также ряд предметов декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX веков с зеркальным полотном – подстаканники, веера, шатлен и другие изделия, поражающие тонкостью и изяществом отделки. Источник: © Музей-усадьба «Кусково»