Shopping Cart 2

You save $10.00 on this order.
Total

$69.97

Checkout

Эстампная галерея графа Николая Петровича Шереметева

Информация о событии
  • Постоянная экспозиция
  • Государственный музей-усадьба «Остафьево» - «Русский Парнас»
  • г. Москва, п. Рязановское, с. Остафьево
Информация на сайте партнера

Эстампные галереи, в отличие от картинных, появились в Европе довольно поздно - в последней четверти XVIII века. Это было связано и со сменой исторических стилей (изысканная и скупая красота гравюры терялась в пышных рокайльных интерьерах, но прекрасно дополняла строгую красоту классических залов), и с бурным развитием в это время самого жанра гравюры, захватывавшего все более широкие области сюжетного содержания, и, наконец, с новым, просвещенческим взглядом на фигуру знатока и любителя искусств. Всякий, кто претендовал на это звание, должен был наряду с собранием картин и скульптур обзавестись и солидной коллекцией эстампов. Увражи с гравюрами, в первую очередь репродукционными, с оригиналов самых известных картин и собраний, заполнили библиотеки по всей Европе, немало их выписывали, привозили и покупали на месте и русские любители изящного. Однако, в отличие от Западной Европы, в России эстампные галереи начали входить в моду лишь к концу века. Известно, что Эстампная галерея была оборудована в 1796 году в царскосельском Александровском дворце, который императрица Екатерина построила для своего старшего внука. Вполне закономерно, что эту идею немедленно подхватил такой любитель модных художественных новинок, как граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809), и в том же году распорядился перестроить под нее Овальную комнату возводившегося им Останкинского дворца с примыкавшими к ней двумя небольшими помещениями. Эта идея позволила решить сразу две задачи - остроумно обыграть невысокое помещение и – главное – превратить галерею не просто в один из череды «богатых покоев», но сделать ее средоточием «интеллектуального» досуга гостей благодаря множеству предметов, предназначавшихся для подробного и внимательного рассматривания - гравюр всех европейских школ и драгоценного западного и восточного фарфора, выставленного в горках и на столах. Строгий, почти графичный декор галереи как нельзя лучше сочетался с гравюрами в узких позолоченных рамах. Развеска их была довольно плотной - согласно одной из первых описей, в Эстампной галерее находилось 165 гравюр «в золоченых рамах за стеклами», и еще около полусотни – в примыкающей к ней Нижней наугольной, что окнами в сад. Часть из них были цветными; их деликатный колорит прекрасно гармонировал с цветовой гаммой различных мелких фарфоровых «штук», размещавшихся в низких застекленных шкафах и угловых горках, демонстрировавших прекрасно подобранную коллекцию фарфора. Разумеется, главным принципом развески гравюр и расстановки фарфора в соответствии с духом классицизма был принцип симметрии – не только в размерах, но и в сюжетах. Мода на эстампные галереи, как и всякая мода, прошла довольно быстро – к концу раннего ампира, и до нашего времени не дошло ни одного такого интерьера. Была в середине XIX столетия перестроена Эстампная галерея и в Останкине – она стала частью жилых покоев, предназначавшихся для императорской семьи, которая гостила здесь в 1856 г. Однако в музейное время этим помещениям был возвращен первоначальный вид, и убранство галереи удалось восстановить благодаря подробным Описям дворца, фиксировавшим не только количество, но и сюжеты гравюр – так, например, записанные в Описи 1810 года «два естампа изображают двух девочек, одна с голубками, а другая с зайчиком, обе в золоченых с резьбою рамах за стеклами» - это, несомненно, «Том и голуби» и «Любимый кролик» Ч.Найта, представленные на сегодняшней выставке. Сегодня, когда Останкинский дворец вступил в эпоху долголетней научной реставрации, выставка в Государственном музее-усадьбе «Остафьево» - «Русский Парнас» призвана напомнить в очередной раз московскому зрителю о существовании такого прекрасного памятника, как дворец-театр в Останкине, и о такой неординарной исторической фигуре, как граф Николай Петрович Шереметев, дед Сергея Дмитриевича Шереметева – последнего владельца усадьбы Остафьево.

Карта

Яндекс.Метрика