Французская гравюра XVII-XIX вв. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино
Выставка «Французская гравюра XVII-XIX веков из собрания Московского музея-усадьбы Останкино» включает 45 листов, во всем блеске представляющих изысканное искусство французских мастеров эстампа. Экспозиция состоит из нескольких разделов, демонстрирующих основные направления развития французской гравюры.
Самый большой и представительный – репродукционная гравюра с живописных произведений, в которой французские мастера достигли наиболее впечатляющих результатов. Задача перевода живописного произведения в гравюру, оперирующую лишь черным и белым, требовала от художника напряжения творческой мысли, технической выдумки, тонкого проникновения в художественный строй воспроизводимого произведения и большого количества времени, так как процесс гравировки достаточно трудоемкий. Среди листов, представленных в этом разделе - широко известные гравюры с произведений знаменитых живописцев Н.Пуссена, Л.М.Ванлоо, Ф.Буше, А.Ватто, Н.Ланкре, Ж.О.Фрагонара, Д.Тенирса, К.Беркхема, выполненные такими крупными мастерами, как Ж.Ф.Леба, Н.Де Лоне, Р. Гайар, Б. Ф. Леписье-отец, Ш.Н.Кошен Старший, Л.Карс, Б.Одран и др. В основном они сделаны в классической «репродукционной» технике – сочетании офорта и резца, однако среди них есть и удивительные по мастерству «чистые» офорты, как например блестящий лист Ш.Н.Кошена Старшего с картины А.Ватто «Сельская невеста» 1729 г., представляющий собой большую редкость, так как является оттиском гравюры в первом состоянии из трех.
Следующий раздел – гравюры, посвященные театру, в который входят портреты актеров в ролях и изображения сцен из спектаклей. Театральная тематика была весьма популярна во французской гравюре XVIII века, однако для останкинского собрания она имеет особое значение, так как известно, что граф Н.П.Шереметев, владелец знаменитой крепостной труппы и создатель дворца-театра в Останкине, уделял пристальное внимание графике, связанной с театральной темой. Он привозил и выписывал из Франции рисунки и гравюры, изображающие театральные здания, эскизы декораций и костюмов, сцены из популярных спектаклей и прославленных актеров.
Еще один крупный раздел выставки – так называемая «россика», в который входят гравюры, созданные французскими мастерами по русским заказам или для изданий, посвященных России. Открывают его виды шереметевских усадеб Кусково и Останкино – прекрасные большие листы, специально заказанные в свое время графами Петром Борисовичем и Николаем Петровичем Шереметевыми, чтобы запечатлеть и сохранить облик своих любимых усадеб, созданию которых они отдали немало времени и средств. Заинтересуют зрителя и виды русских городов, какими они предстали перед французскими художниками XVIII века. Листы из атласа к изданию 1786 г. «История современной России» демонстрируют не только облик таких городов, как Екатеринбург, Тобольск или Тверь в эпоху Екатерины Великой, но и представляют облик народностей, населявших обширную империю.
Наконец, последний раздел – французская гравюра, посвященная злободневным политическим событиям конца XVIII-начала XIX вв., которые нашли отражение и в гравюре. Большой интерес представляют документальные гравюры, изображающие конкретные эпизоды Великой французской революции 1789 года и наполеоновских кампаний. Один из таких листов – «Взятие Бастилии» П. Г. Берто - запечатлел наиболее яркий момент революции; «Битва при Монтебелло» П.А.Лебо представляет собой своеобразный репортаж с места сражения, а портрет Наполеона с оригинала Ж.Б.Изабе – одно из лучших гравированных изображений Бонапарта, во множестве появлявшихся во Франции в ту эпоху.
Эти листы – последний взлет французской гравюры. Медленный кропотливый резец не поспевал за новыми ускоренными темпами жизни XIX века, гравюра с ее классической техникой уже не могла передавать все нюансы новых направлений в живописи. Она вынуждена была уступить место литографии, изобретенной в самом конце XVIII века.