Французское искусство в усадьбе "Архангельское"

Информация о событии
  • с 10.06.2015 по 30.05.2016
  • График обслуживания посетителей во Дворце:Среда-пятница:10.00-12.00 время обслуживания предварительно 14.00-15.30 заказанных группПри отсутствии экскурсионных групп в заявленное время
  • Государственный музей-усадьба "Архангельское"
  • Московская область, Красногорский район, 5-й км Ильинского шоссе Проезд: Автомобилем: по Волоколамскому либо Новорижскому шоссе до поворота на Ильинское шоссе, далее - до музея-усадьбы «Архангельское»; общественным транспортом: - от ст. метро «Тушинская» м/т № 151 до ост. «Санаторий» либо авт. № 541,549 до ост. «Архангельское»; - от ст. метро «Рижская», «Дмитровская», «Войковская», «Тушинская» эл./п до ст. Павшино, далее - м/т № 31 до ост. «Санаторий», м/т № 49 до ост. «Архангельское». - от ст.метро «Строгино» м/т № 66 до ост. «Санаторий»

Выставка «Французское искусство в усадьбе «Архангельское» - результат сотрудничества трех московских музеев: помимо живописи из коллекции Архангельского в нее вошли пять картин из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а также произведения французского декоративно-прикладного искусства из музея-усадьбы Останкино.

В музее-усадьбе Архангельское – одна из лучших в России коллекций французской живописи XVII - первой половины XIX века, насчитывающая около ста картин. Среди художников, представленных на выставке, такие выдающиеся мастера как Шарль-Альфонс Дюфренуа («Ринальдо и Армида»), Франсуа Буше («Испуганная купальщица»), Луиза Элизабет Виже-Лебрен («Портрет М.В.Кочубей»). В коллекции Архангельского очень разнообразно представлен французский пейзаж XVIII века, в том числе творчество знаменитого мастера морских пейзажей Клода Жозефа Верне и Пьера Жака Волера, который прославился видами окрестностей Неаполя. Среди признанных шедевров музея «Клятва Горациев» Шарля Армана Караффа и «Амур и Психея» Огюстена Бернара де Ниор. Выставка знакомит зрителя с работами женщин-художников Маргерит Жерар («Урок музыки») и Мари Дениз Вийер («Собака, спасающая ребенка»), которые привлекают не только занимательными сюжетами, но и тонкой манерой исполнения.

На протяжении нескольких лет с усадьбой Архангельское был тесно связан Франсуа де Куртейль, работавший в самых разных жанрах. В экспозиции можно увидеть его портреты (два портрета Анны Боруновой, крепостной певицы театральной труппы Н.Б.Юсупова, портрет братьев Колосовых) и картины на религиозные сюжеты («Отдых на пути в Египет», «Мария Магдалина»).

Многие из картин на выставке были куплены Николаем Борисовичем Юсуповым (1750-1831) или исполнены по его заказам: среди них портрет его супруги Татьяны Васильевны кисти Жана Лорана Монье, «Турок и казак» Ораса Верне. Н.Б.Юсупов был, несомненно, самым ярким представителем древнего княжеского рода и вошел в историю русской культуры как выдающийся коллекционер и меценат. В 1920-е годы коллекция, собранная Н.Б.Юсуповым и другими представителями княжеской семьи была поделена между несколькими российскими музеями, в том числе ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственным Эрмитажем. У зрителя есть редкая возможность увидеть пять картин из юсуповского собрания в «родных стенах». ГМИИ включил в состав выставки работы крупнейших французских мастеров XVIII века, в их числе блестящие представители стиля рококо Шарль Жозеф Натуар («Венера у Вулкана») и Карл Ван Лоо («Тезей, победитель марафонского быка»), а также любимец русских и европейских коллекционеров Жан Батист Грез («Девушка с письмом»).

В XVIII - первой половине XIX века небывалый расцвет переживает французское декоративно-прикладное искусство. Экспозицию картин французских художников превосходно дополняют предметы из музея-усадьбы Останкино: замечательные образцы французской декоративной бронзы, мебель и несколько скульптурных произведений. Многие из памятников, экспонируемых на выставке, происходят из коллекции, собранной графами Шереметевыми. Как и в случае с юсуповскими картинами, часто мы можем проследить историю их приобретения. Так, пара канделябров с двумя вакханками, обвивающими гирляндами жертвенник-колонну (сделаны по модели Франсуа Ремона в 1785 г.), была куплена для убранства парадных залов Останкина к торжествам 1 октября 1801 года по случаю приема императора Александра I.

Среди осветительных приборов на выставке особой тонкостью исполнения отличаются канделябры, связанные с именем Пьера Филиппа Томира (1751-1843), пожалуй, наиболее талантливого из французских бронзовщиков периода неоклассицизма и ампира. Мастера этого периода обращаются к античным прототипам и декору, как например в сделанных по модели Томира канделябрах, в которых использована форма треножника, побеги аканта, головы орлов.

Некоторые из скульптурных мотивов декоративной бронзы перекликаются с сюжетами картин французских мастеров того же периода. Так, превосходные по качеству часы, также сделанные по модели Томира, украшены фигурами Амура и Психеи. История любви Амура и Психеи, восходящая к Апулею, пользовалась огромной популярностью в период классицизма. Ее живописное воплощение можно увидеть в полотне Бернара де Ниора, а небольшая картина Берена напоминает о прославленной статуе Антонио Кановы «Поцелуй Амура и Психеи», вариант которой был когда-то украшением коллекции Н.Б.Юсупова (сейчас ГЭ).

http://www.arhangelskoe.su/exhibitions/

Карта

Яндекс.Метрика