Гравюра


Коллекция печатной графики, а именно гравюры и литографии, включающая западноевропейскую и русскую графику, значительна по объему (около 4 000 листов) и разнообразна по содержанию.

Основу коллекции гравюры заложил владелец и создатель Останкинского дворца-театра граф Н.П. Шереметев, повелевший в 1796 году устроить в одном из парадных залов дворца Эстампную галерею (от франц. estamp - штамповать), которая включала 165 гравюр разных сюжетов. Кроме того, в других помещениях дворца и ныне не существующих флигелях были размещены еще более 300 гравюр. Со временем, в силу исторических событий, как общественных, так и семейных, эта коллекция видоизменилась, а в XX веке стараниями научных сотрудников музея значительно расширилась.

Коллекция гравюры, в которой представлены различные школы, включает в себя произведения XVI - начала XX века, разнообразные по жанровому и тематическому составу: религиозные и аллегорические сюжеты, древняя и современная история, портрет, пейзаж, карикатура, произведения на социальные и политические темы, репродукционная гравюра с живописных произведений, театральные сюжеты. Театральная тема для останкинского собрания имеет особое значение, поскольку известно, что граф Н. П. Шереметев, создатель дворца-театра в Останкине, привозил и выписывал из Франции рисунки и гравюры, изображающие театральные здания, эскизы декораций и костюмов, сцены из популярных спектаклей и прославленных актеров.

В коллекции немало произведений выдающихся граверов, как западноевропейских (Джамбаттиста Пиранези, Джованни Вольпато, Луиджи Россини, Жак Филипп Леба, Жерар Одран, Бернар Пикар и другие), так и русских (Алексей Зубов, Евграф Чемесов, Иван Ческий, Александр Флоров, Федор Толстой, Степан Галактионов, Николай Уткин, Василий Матэ и другие), а также значительное количество листов, относящихся к так называемой россике.

Коллекция литографии в основе своей происходит из исторического собрания Останкинского дворца, и, в соответствии со временем появления этой печатной техники, самые ранние произведения коллекции датируются 1820-ми годами.

Жанровый и тематический состав коллекции включает портреты, виды городов, улиц и архитектурных сооружений, иллюстрации к литературным произведениям, работы на исторические темы, литографии с живописных произведений, модные листки, карикатуру, жанровые сцены и театральные сюжеты. Среди авторов этой части коллекции доминируют русские мастера.

Но наибольшую долю коллекции литографии составляют листы с образцами разнообразных предметов мебели и изображениями уже «собранных» интерьеров в разных стилях. Издавались эти листы в 1850-70-е годы в Париже и помогали ориентироваться владельцам мебельных мастерских и их заказчикам во всем разнообразии «стильной» мебели и выбирать наилучшие варианты. В собрании музея эти листы появились уже после революционных событий и открытия Останкинского дворца в качестве музея.

Яндекс.Метрика