Иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Из собрания музея-усадьбы Останкино

Информация о событии
  • с 15.11.2011 по 11.05.2012
  • Ансамбль усадьбы Коломенское
  • Ансамбль усадьбы Коломенское

Музей Останкино – архитектурный ансамбль XVII-XVIII веков, бывшая подмосковная резиденция князей Черкасских (XVII в.) и графов Шереметевых (XVIII – XX вв.), состоящая из дворца - театра и регулярного парка, а до 1991 года - и храма Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.), самого раннего сооружения на территории усадьбы. В 1918 году усадьба была национализирована и дворец получил статус музея, а в 1934 году в состав музейного комплекса была передана церковь с сохранившимся убранством, что послужило основой для формирования фонда древнерусского искусства.

Дальнейшее пополнение коллекции произошло за счет произведений, переданных из фонда Антирелигиозного музея искусств (бывшего Донского монастыря). Это иконы из разоренных московских церквей, в том числе произведения конца XVII века из иконостаса церкви Воскресения Христова в Кадашах - одного из выдающихся памятников московской архитектуры того времени. В 1936 году из фонда Государственного Эрмитажа в музей были переданы предметы мелкой пластики (шитые и резные иконы, перламутровые иконы и кресты, изделия из кости) в основном XIX века, часть из которых бытовала в Фонтанном доме Шереметевых. Пополнение коллекции на протяжении всего XX века происходило за счет поступлений из Государственного музейного фонда, приобретений у частных лиц и даров.

В настоящее время коллекция древнерусского искусства музея-усадьбы Останкино насчитывает более 350 единиц хранения и является уникальным по составу собранием, где большую часть составляют иконы, меньшую – деревянная скульптура и произведения мелкой пластики. Временной диапазон собрания – конец XV – начало XX вв., с преобладанием памятников XVII и XVIII столетий. Основу составляют иконы, относящиеся как к останкинской церкви Живоначальной Троицы, так и бытовавшие непосредственно в залах Дворца. Высоко художественную, историческую и научную ценность представляют подписные иконы работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля конца ХVII века: Федора Козлова, Никифора Хомутова, Петра Билиндина, Петра Коробова, Ивана Максимова, Николая Соломонова, Ивана Володимерова (старшего), Федора Тимофеева.

Логика развития русского искусства XVII века, побуждавшая к активному художественному поиску, и ощутимое влияние западноевропейского искусства формируют новый подход к иконописанию. На смену традиционным силуэтным изображениям и условному пространству постепенно приходят изображения объемные, полные непосредственной выразительности за счет рафинированного колорита, изящных жестов, динамичного положения фигур, особо тщательной отделки деталей, пространства, построенного по законам научной перспективы, что создает волнующее единство целого при общей стилевой завершенности. Все это характерно для иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля, ставшей с середины XVII века центром художественной жизни страны. Долгие годы ее возглавлял ведущий теоретик и практик иконописания Симон Ушаков.

Одним из интереснейших иконописных произведений выставки является северная дверь центрального иконостаса церкви Живоначальной Троицы в Останкине работы неизвестного изографа конца XVII века – икона «Архидиакон Стефан».

Икона не покидала иконостас с момента его создания, то есть более трех веков. Лишь реставрация иконостасов, проводимая сегодня в церкви, позволяет нам увидеть вновь отреставрированный шедевр во всех подробностях, что само по себе является уникальным событием. Икона исполнена первоклассным письмом, характерным для конца XVII века. Учеными не раз высказывалось предположение, что фигура представлена в такой реалистичной манере, что позволяет предполагать изображение на ней молодого князя Петра Черкасского - сына создателя и владельца храма. В левой руке Архидиакона Стефана открытая книга с текстом на развороте страниц: «Благослови Владыко, слава Святой Единосущней и Нераздельней и Животворящей Троице, Отцу и Сыну и Святому духу». Молитвенный возглас обращен к Святой Троице и престолу Божию, помещенному в алтаре. Одеяния написаны величественно, узор изящен. Это памятник той переходной эпохи, когда подчеркнутая утонченность рисунка, изощренное многообразие орнаментальных мотивов и изысканность колорита делают икону подобной драгоценности, наслаждением для глаз.

Следующий памятник, «Господь Вседержитель» работа неизвестного иконописца круга Симона Ушакова 2-й половины XVII века, - также происходит из церкви Живоначальной Троицы в Останкине. Иконография иконы демонстрирует твердую художественную позицию автора - сторонника сохранения и продолжения традиций отечественного иконописания. «Господь Вседержитель» является средником «Деисуса», состоящего из трех самостоятельных досок. На боковых иконах в молитвенных позах к нему традиционно обращены слева «Богоматерь» и справа «Иоанн Предтеча», как главные просители и заступники за человека перед Христом - Судией настоящего и будущего в день Второго Пришествия и Страшного Суда. На обороте средника – часть надписи, выполненной черной темперой на иконах, входящих в состав Деисуса: «В церковь Живоначальныя Троицы в селе Останкове поставлены на украшение возмет кто да судится». AΨNB/1752/ марта.SI /16/.Г.К.».

Значительным явлением в русском искусстве конца XVII века, дающим представление о заключительном этапе развития иконописной школы Оружейной палаты Московского Кремля, являются работы изографов иконостаса церкви Воскресения Христова в Кадашах (1687-1695 гг.).

Представленные на выставке памятники из праздничного ряда иконостаса посвящены двунадесятым праздникам: две - в честь событий из жизни Богородицы – «Рождество Богороматери», «Успение Богоматери»; две - в честь событий земной жизни Иисуса Христа: «Рождество Христово», «Вход в Иерусалим». Это работы царских изографов, работавших над созданием кадашевского иконостаса в период 1689–1694 гг. по заказу купца Логина Кондратьева Добрынина и священников храма. Иконы неподписные, однако предполагается, что это работы Петра Семенова Коробова, Петра Билиндина, Николая Соломонова (Вургарова) и Максима Иванова, чье участие в создании иконостаса подтверждается историческими документами. Для них характерны основные художественные особенности произведений этих мастеров - использование линейной перспективы, подробное изложение основного сюжета при помощи нескольких сюжетных композиций.

Иконы были переданы в музей – усадьбу Останкино в 1935 году, после закрытия храма.

Представленные на выставке произведения иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля являются образцами русской живописи середины - конца XVII века во всем его своеобразии и развитии. В XVIII веке религиозное искусство перестает быть единственным и ведущим. Формируется новое мировоззрение, быстрыми темпами развивается светское искусство. Оружейная палата теряет былое значение центра художественной жизни. В начале XVIII века список ее мастеров сокращается до нескольких фамилий. Ведущей становится школа живописи, обосновавшаяся в новой столице российского государства – Санкт - Петербурге.

 

 

Автор проекта: Григорьева Е.Ю. хранитель фонда «Иконы» ГУК г. Москвы «Музей-усадьба Отсанкино»

Карта

Яндекс.Метрика