Иконы


Коллекция икон музея-усадьбы Останкино насчитывает более 350 единиц хранения и является уникальным по составу собранием, где большую часть составляют иконы, меньшую – деревянная скульптура и произведения мелкой пластики. Временной диапазон собрания – конец XV – начало XX вв., с преобладанием памятников XVII и XVIII столетий. Основу составляют иконы, относящиеся как останкинской церкви Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.), так и бытовавшие непосредственно в залах Дворца в конце XVIII- начале XIXвеков, и 1854-1865 гг. Эта коллекция является уникальным по составу собранием, имеющим огромное историко-культурное значение и  представляющим работу  иконописцев  конца XV – последней четверти  XIX веков.  Основу собрания составляют иконы, относящиеся как к останкинской церкви Живоначальной Троицы (1678 – 1692 г.г.), так и бытовавшие непосредственно в залах Дворца.

Наиболее интенсивно фонд пополнился в период с 1935 по 1936-е годы за счет произведений, переданных из фондов Государственного Эрмитажа (шитые и резные иконы, перламутровые иконы и кресты, изделия из кости) в основном XIX века, которые бытовали в образных комнатах Фонтанного дома Шереметевых, из фонда Антирелигиозного музея искусств (бывшего Донского монастыря). Это иконы из многих разоренных московских церквей.

В XVII веке на смену традиционным силуэтным изображениям и условному пространству постепенно приходят изображения объемные, полные непосредственной выразительности за счет рафинированного колорита, изящных жестов, динамичного положения фигур, особо тщательной отделки деталей, пространства, построенного по законам научной перспективы, что создает волнующее единство целого при общей стилевой завершенности. Все это характерно для иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля, ставшей с середины XVII века центром художественной жизни страны. Произведения иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля являются образцами русской живописи середины - конца XVII века во всем его своеобразии и развитии. Высоко художественную, историческую  и научную ценность представляют находящиеся в собрании Останкино подписные иконы работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля конца ХVII века: Федора Козлова, Никифора Хомутова, Петра Билиндина, Петра Коробова, Ивана Максимова, Николая Соломонова, Ивана Володимерова (старшего), Федора Тимофеева.

В XVIII веке религиозное искусство перестает быть единственным и ведущим. Формируется новое мировоззрение, быстрыми темпами развивается светское искусство. Оружейная палата теряет былое значение центра художественной жизни. В начале XVIII века список ее мастеров сокращается до нескольких фамилий. Ведущей становится школа живописи, обосновавшаяся в новой столице российского государства – Санкт-Петербурге.

Яндекс.Метрика