Империя в миниатюре. Бонапарт и другие
В Московском музее-усадьбе Останкино хранится небольшая, но интересная коллекция русского акварельного портрета XIX в. – времени расцвета этого жанра. 58 работ из нее представлены на выставке, которая откроется 15 апреля в Государственном музее-усадьбе «Остафьево» - «Русский Парнас».
Выставка включает произведения как прославленных художников-акварелистов, так и мастеров менее известных или незаслуженно забытых. Среди них есть работы столичных знаменитостей - П.Ф.Соколова, В.И.Гау, М.А.Зичи, М.И.Теребенева; известных московских художников - А.И.Стрелковского, С.И.Сударикова; иностранных мастеров, работавших по заказам русского двора – блистательного французского портретиста Ж.А.Беннера. Техника акварели была чрезвычайно привлекательна и для художников-любителей, работы которых также представлены на выставке.
Русский акварельный портрет – самобытное явление, связанное одновременно и с общестилевыми, и с историческими сдвигами, произошедшими в Европе в начале XIX века. С одной стороны, на его популярность оказали влияние тенденции набиравшего силу романтизма с его интересом к приватной стороне жизни и прямой апелляцией к чувствам, с другой – изменившиеся условия жизни в стране, разоренной наполеоновским нашествием. На смену пышным дворцам с портретами предков на стенах многочисленных парадных залов пришли небольшие уютные особнячки с низенькими антресолями в мезонинах. Акварельный портрет был мобилен и вместе с тем достаточно представителен, чтобы заменить собой громоздкие живописные полотна, а сама техника позволяла художнику гораздо большую непосредственность в передаче душевного облика модели. Расширился и круг заказчиков – недорогие акварельные портреты были по средствам не только знати, но и небогатым чиновникам и купцам. Со временем появились художники, специализировавшиеся только на этом жанре, конец широчайшей популярности которого положило повсеместное распространение во второй половине столетия более дешевой фотографии. И лишь отдельные мастера, такие как сын знаменитого акварелиста П.Ф.Соколова, академик акварельной живописи А.П.Соколов, продолжили традиции предшествующих поколений, выявляя совершенно особенные возможности акварельного портретирования.
К сожалению, бумага и акварельные краски – очень хрупкие материалы. Даже без риска порчи от пожара они страдают от света и влаги. Поэтому каждый дошедший до нас акварельный портрет – маленькое чудо, которое следует тщательно беречь. Именно по этой причине невозможна постоянная экспозиция портретной графики, ей суждено храниться в темноте и показываться лишь на недолгих временных выставках. Выставка в Государственном музее-усадьбе «Остафьево» - «Русский Парнас» – одна из редких возможностей для зрителя увидеть уникальные произведения «вживую» и оценить всю прелесть маленьких шедевров, привлекающих изысканностью колорита и поистине виртуозной техникой владения акварелью.