Еремина О.И.
Инженер Горожанский.
В первой половине 1870-х гг. после смерти Д.Н. Шереметева (1871) произошел раздел имущества между Сергеем и Александром Дмитриевичами Шереметевыми, являвшимися единокровными братьями. Новый собственник Останкина А.Д. Шереметев пригласил инженера Горожанского в 1875 г., который осмотрел дворец и составил “Пояснительную записку”[1] о его состоянии. Результатом стала резолюция Главноуправляющего имениями графа А.Д. Шереметева о “необходимости полной замены старого здания новым, с оставлением из старого тех частей онаго, после ремонта коих они без риска могут продержаться еще одно или два десятилетия”[2].
Характерна озабоченность Горожанского методикой восстановления и перспективами использования Останкинского дворца. Перед владельцем имения Горожанский ставил следующие вопросы:
«1) Возобновляется ли дворец в с. Останкове как исторический памятник и частью для жилья или нужно его перестроить и приспособить исключительно только для жилого помещения?
2) Если же возобновляется, то реставрировать ли его вполне по старым планам и руководствоваться существующим, или допускаются некоторые строительные усовершенствования, как-то: новые способ отопления, заменение деревянных частей железными и пр.
3) Все лепные украшения и фигуры, а также живопись должны ли быть возобновлены прежние или могут быть изменяемы в рисунках и деталях.
4) При устройстве театральной залы имеется ли в виду давать сценические представления, и тогда необходимо устроить все приспособления для сцены, равно кабинет и уборные для актеров, помещения и кладовые для сценических принадлежностей. Нужно ли делать и помещать машины, или только оставить места для них.
5) Или, не имея в виду давать представления, и тогда оставить только театральную залу как воспоминание всяких приспособлений.
6) Имеется ли в виду долговременное помещение в оном дворце членов императорской фамилии, удовольствуются ли они настоящим расположением комнат или делать некоторые приспособления, как то для кухни, гардероба и пр...
9) Если же дворец предполагается перестроить исключительно для жилья, то нужно предварительно составить планы и фасады нового здания».
Граф А.Д. Шереметев разрешил “возобновление” Останкинского дворца с условием, чтобы к ремонту возможно было не возвращаться на протяжении ближайших десятилетий.
В результате ремонт 1876-1878 гг., произведенный архитектором А.К. Серебряковым по смете Горожанского, затронул практически все интерьеры дворца и, по документам этого периода, получил название его "перестройки".[3] Были вычинены и исправлены конструктивные детали дворца, отреставрированы интерьеры, фасады (так например, штукатурку полностью заменили на всей фасадной поверхности и практически полностью на внутренних стенах). Помимо штукатурных работ были выполнены значительные по объему «столярные, плотничьи, паркетные, лепные, каменные, мраморные, печные, кровельные» и другие работы, необходимость которых была вызвана в первую очередь деформаций конструкций, повлиявших и на состояние декоративного убранства. Уже тогда основной проблемой представлялось разрушение фундамента и избыточная влажность, поступавшая снизу – в связи с изначальным несовершенством фундамента и гидроизоляции, и сверху – через текущую крышу.
Среди других работ необходимо отметить изготовление 4-х колонн фальшивого мрамора, исправление паркетов (как указано в ведомости «с добавлением нового материала деревом под сорт»). В театре укладывается новый, объединяющий пространство и зрительного зала, и сцены пол из лиственницы, существующий и по сей день. Во всем дворце живопись была «поправлена», а в отдельных местах – «написана по старому рисунку вновь».
Работы велись комплексно, во всем дворце, однако уже через 4 года в 1882 г. управляющим усадьбы были зафиксированы многочисленные повреждения. К проблеме ремонта пришлось вернуться вновь по причине, как предполагают исследователи, плохого качества предшествующих работ. Снова были вычинены сгнившие конструктивные детали конструкций первого этажа.
[1] НА ММУО, инв, №98, л. 1-6.
[2] НА ММУО, инв №157, л. 5.