Кирилл Алексеевич Соловьев


Кирилл Алексеевич Соловьев (1890—1966) — выпускник последнего дореволюционного курса историко-филологического факультета Московского университета (1917) . Его карьера началась в 1921 году в Дмитровском краеведческом музее. Не избегнув участи многих ученых своего времени, он провел несколько лет в лагерях по делу Промпартии. С 1934 года он начинает работу в Останкинском дворце-музее, с которым будет связана вся его дальнейшая судьба, сначала в должности заместителя директора, затем — с 1941 по 1957 год — директора. Годы руководства музеем не были легкими. Читая воспоминания верной спутницы и коллеги Соловьева Н.А. Елизаровой (автора монографии «Театры Шереметевых». М., 1944), ловишь себя на мысли, что невозможно разделить личную жизнь этого человека (которая, кстати, проходила здесь же, во флигеле на территории усадьбы) и жизнь дворца.
Начинать здесь работу Соловьеву пришлось сложное время, когда музей-усадьба Останкино в своей исследовательской, экспозиционно-выставочной и культурно-просветительской работе ставил только актуальные политические темы.
С приходом Соловьева музейная жизнь во многом переменилась. До 1936 года Останкинский дворец носил название музея-усадьбы и имел исключительно историко-бытовой характер, так как ни театральный, ни художественный комплексы были не изучены. В начале 1936 года был поставлен вопрос об изменении профиля и наименования музея. В результате вместо «музея-усадьбы» он получил официальное на- звание «Останкинский дворец-музей творчества крепостных» — историко-бытовая направленность сменилась искусствоведческой. Теперь изучение произведений искусства, хранившихся во дворце, получило «законное обоснование», хотя и с односторонним креном в духе времени.
Кирилл Алексеевич четко определил направление исследовательской работы, в центре которой оказалось изучение дворца как памятника архитектуры и искусства, выполненного, как было тогда принято считать, главным образом шереметевскими крепостными мастерами. В это время он начал работать над проблемой, ставшей темой его докторской диссертации, — изучением коллекции осветительных приборов Останкинского дворца.
Значение Соловьева для Останкина трудно переоценить. Именно ему принадлежит заслуга в организации реставрации этого выдающегося памятника русской культуры XVIII века и восстановлении уникального обстановочного комплекса дворца на основе изучения богатейшего архивного материала по строительству усадьбы. Труды Соловьева, посвященные истории останкинских интерьеров и отдельных дворцовых коллекций, не утратили актуальности и сегодня - многие поколения останкинских исследователей опираются на материалы, собранные Соловьевым.

Яндекс.Метрика