Крепостная Мельпомена. К 150-летию отмены крепостного права.
Одним из уникальных явлений отечественной культуры XVIII- начала XIX веков было появление и расцвет «домашних», «домовых» или, как их стали называть позднее, крепостных театров. Возникновение этого типа театров было связано с общим интересом к театральному искусству просвещенного дворянства.
В течение длительного времен этот тип театра в отечественной историографии рассматривался, прежде всего, как место эксплуатации крепостных. Несомненно, что подобная специфика крепостного театра имела место, однако в лучших своих образцах крепостной театр «являл примеры подлинного искусства». Ярким примером таких образцов, значение которых к концу XVIII – началу XIX веков переросло рамки узкого домашнего развлечения, внеся значительный вклад в отечественную театральную культуру, являются театры графа Н.П. Шереметева, князя Н.Б.Юсупова, графа С. С. Апраксина и др.
При создании своих театров владельцы ориентировались на достижения и опыт западноевропейских стран в области театральной архитектуры и репертуара, который находился в зависимости от финансовых возможностей и вкуса владельца. Ряд пьес, поставленных на русской сцене, впервые увидели свет на подмостках крепостных театров.
Выставочное пространство предлагается поделить на блоки:
1. Ансамбль частного театра конца XVIII – начало XIX веков
- Портреты владельцев.
- Проекты театральных зданий.
- Проекты внешнего и внутреннего убранства театров .
- Фиксационные чертежи.
- Изображение ансамблей крепостных театров.
2. Крепостной театр – синтез искусств.
- Репертуар: сцены из спектаклей, либретто, партитуры, музыкальные инструменты.
- Сценография: эскизы декораций, театральные костюмы, бутафория, осветительные приборы.
- Труппа: набор, обучение, портреты актеров и графические изображение в ролях, предметы ДПИ из гримировочной актрис.
3. Судьба Крепостной Мельпомены
- Архивные документы, связанные с крепостными актерами.