Крепостные таланты. К 150-летию отмены крепостного права в России
Театр Шереметевых являлся лучшим среди 23 крепостных театров, действовавших в Москве в конце ХVIII века.
Он был основан графом Петром Борисовичем Шереметевым (1713-1788) в середине 1770-х годов и вскоре передан в распоряжение его сына Николая Петровича (1751-1809). С этого момента начинается подлинная история театра. Н.П.Шереметев отобрал в труппу способных крестьянских детей 9 – 14 лет, подчинил их строжайшей дисциплине, и приступил к организации обучения. Артисты в доме Шереметева были на привилегированном положении. «Девочек воспитывали как институток: во всех комнатах была заведена педантичная чистота, их держали в строгой дисциплине, прекрасно одевали, обучали французскому, даже итальянскому языку и рукоделию. Все это делало их скорей похожими на барышень, чем на крепостных девушек». Мальчики, девочки и взрослые актеры жили отдельно. У каждой группы были отдельные учителя, обучавшие каждый своему искусству. Ни один из крепостных театров не имел такого созвездия талантов, как театр Николая Петровича. «Предаваясь служению музам, при просвещенном взгляде на задачи и цели театрального дела, связанного с просветительской деятельностью среди крестьян – путем развития природных данных на разнообразных поприщах», он щедрой рукой раздавал средства «для художественного развития лиц, его окружавших».
По сложившейся традиции пению обучали итальянцы, игре на музыкальных инструментах – немецкие музыканты, танцам – знаменитые европейские балетмейстеры, сценическому искусству – выдающиеся русские актеры – И.Дмитревский, С.Сандунов, М.Синявская, Я.Шушевин, П.Плавильщиков. Занятия проходили ежедневно по специально разработанной программе. Все рапорты управляющий в Останкине отправлял по почте в Санкт – Петербург Николай Петровичу.
Особенно тяжело происходило обучение пению малороссов. Как известно, для хора подбирали детей именно из этих вотчин. Украинское произношение было нетерпимо на московской сцене, поэтому его исправляли, заставляя учеников переучивать речи. Современники отмечали, что крепостные актеры Шереметевых превосходно выучены, «вышколены» и составляли хороший ансамбль. Певцы поражали просвещенных зрителей вокальным и драматическим мастерством, танцоры – легкостью и выразительностью движений, оркестр – прекрасным звучанием. Лучшими в труппе были певицы – Прасковья Ковалева, по сцене Жемчугова, Анна Буянова – Изумрудова, певцы Григорий Кохановский и Андрей Новиков, танцоры Татьяна Шлыкова-Гранатова и Кузьма Деулин-Сердоликов. Сценические фамилии давали крепостным актерам по названию драгоценных камней. Благодаря серьезно поставленному обучению Н.П. Шереметев создал первоклассно обученную труппу, способную справиться с самым серьезным репертуаром.
Первый известный нам спектакль комическая опера «Башмаки Мордоре, или Немецкая башмачница» (А.Фридзери и А.Ферьера) состоялся 11 января 1779 года в московском доме Шереметевых на Никольской улице. Последний – комическая опера «Браки самнитян» (А.Э.Гретри и Р.Розуа)
7 мая 1797 года в Останкинском театре. Между этими датами пролегло 18 лет. За эти годы было осуществлено около ста постановок опер, балетов, комедий французских, итальянских и русских авторов. Ни один крепостной театр не действовал столь продолжительное время, и не обладал столь обширным репертуаром. Многие оперы и балеты шли в России только на сцене театра Шереметева.
Н.П.Шереметев уделял большое внимание строительству театральных зданий. Зимой спектакли давали в московском доме графа на Никольской улице. На лето труппа переезжала в подмосковную усадьбу Шереметевых в Кусково, где спектакли проходили в здании закрытого театра и на сцене «воздушного» театра, находившегося в парке.
В период с 1792 по 1798 год по замыслу Н.П.Шереметева в подмосковной усадьбе Останкино был выстроен новый дворец-театр. В наши дни он является уникальным памятником театральной архитектуры конца ХVIII века.
Глубокая сцена (20м) и самые совершенные для того времени театральные машины, позволяли Н.П.Шереметеву осуществить задуманные им грандиозные постановки. Однако, служба при дворе императора Павла I, начавшаяся в конце 1796 года, прервала театральную деятельность Н.П.Шереметева. В 1799 - 1800 годах он вынужден был распустить свою труппу.
По выучке актеров, обширности и новизне репертуара, совершенству театральных зданий домашний крепостной театр Н.П.Шереметева успешно соперничал с московским профессиональным Петровским театром и Придворным императорским в Петербурге.
Театр Н.П.Шереметева стал не только характерной чертой быта московского дворянства последней трети ХVIII века, но и яркой страницей в истории русской театральной культуры.
Куратор выставки: Григорьева Е.Ю. зав. выставочным сектором ГУК г. Москвы «Музей-усадьба Останкино»