Новые поступления. К 90-летию создания музея

Информация о событии
  • с 18.05.2010 по 30.09.2010
  • Среда-воскресенье, с 11-00 до 20-00.Касса работает до 19-00.Выходные-понедельник, вторник
  • Музей-усадьба Останкино
  • Москва, 1-я Останкинская ул.,д5 Проезд: до станции метро "ВДНХ", "Алексеевская", тролл.№9,37,авт.№85 до остановки "Улица Королева". или от м. "ВДНХ" на трамваях №11, 17 до конечной останови.

Основные направления комплектования фондов музея всегда были связаны тематически с уже сложившимся собранием, профилем и структурой музея-усадьбы Останкино, как дворца-театра XVIII века, увеселительной усадьбы с хорошо сохранившимися обстановочными комплексами эпохи классицизма. На протяжении истории усадьбы в ней сложились уникальные коллекции живописи и графики XVIII - I пол. XIX в., мебели, осветительных приборов, а также и коллекции предметов ДПИ XVIII - I пол. XIX в.: стекла, фарфора, вышивки. Данные коллекции и определили направление дальнейшего развития музея. Таким образом, ядром останкинских коллекций являются уникальные предметы обстановки XVIII века, отталкиваясь от которых, за время существования музея, Останкино старалось пополнять свои фонды. В то же время за период существования музея в нем сложились новые коллекции, тематически связанные с темой театра и усадебной культуры.

Так, например, полученные в дар от коллекционера Вишневского несколько вееров положили основу коллекции вееров Останкинского музея. Теперь разросшаяся коллекция с успехом экспонируется, привлекая широкий интерес публики. Многочисленные выставки показали необходимость дополнения этой коллекции аксессуарами моды, костюма и предметами быта XVIII, XIX веков. Таким образом, определялось новое направление в развитии музея.

В последние годы активнее всего пополнялись такие коллекции как «Веера», «Ткани», «Разное», «Фарфор», «Хрусталь», «Миниатюра», «Гравюра», «Мебель», предметы этих собраний и хотелось бы продемонстрировать на выставке.

 

Исходя из особенности выставочной площади (молоток и западная проходная), представляющей из себя два отдельных помещения, необходимо организовать экспозицию в виде двух пространственных зон, в которых экспозиция будет организованна по тематическим комплексам, характеризующим коллекции музея.

Первый комплекс («молоток»). Здесь экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства, сгруппированные тематически в три раздела.

· Первый можно условно назвать «Художественное рукоделие в русской усадьбе». В этом разделе будут выставлены предметы из коллекции «Ткани», в которой особое место занимает уникальная коллекция бисера Р.М. Парсеговой, приобретенная музеем в 2008 году. Эта коллекция, собиравшаяся на протяжении пятидесяти лет, характеризует не только мастерство вышивальщиц XIX века, но и показывает отношение к бисеру коллекционера XX века. По разнообразию представленного в ней материала, качеству исполнения, хорошей сохранности и художественному значению коллекция уникальна и не уступает лучшим музейным собраниям. В ней представлены как типовые предметы быта и убранства интерьеров первой четверти XIX века, так и редкостные экземпляры, не имеющие аналогов в музейных и частных собраниях.

Коллекция бисера может быть сопровождена всевозможными аксессуарами быта, поскольку он был частью романтической культуры и интерьера XIX века, а также мебелью и предметами рукоделия.

· Второй раздел: «Веер и мода», в котором демонстрируются веера, сопровождаемые такими аксессуарами моды, как сумочки, зонтики, кружево, предметы костюма XVIII-XX веков, необходимые для того, чтобы создать более целостный образ веера в культуре XVIII – XIX веков.

· Отдельным разделом могут быть показаны предметы стекла и фарфора XVIII – XIX века, которые, в свою очередь, могут так же входить в уже указанные разделы.

 

 

 

Второй комплекс (западная галерея) позволяет разместить только плоскостную повеску, поэтому в нем могут быть представлены гравюры Д. Аткинсона с изображением сцен из русской жизни.

 

За основу построения экспозиции может быть взят музейно-образный метод, который подразумевает возможность сочетания научного содержания и художественной образности. Для того чтобы сделать выставку более зрелищной и привлекающей внимание не только подготовленного зрителя, но и простого посетителя, необходимо создать выразительный зрительный ряд, что может быть достигнуто путем применения ряда экспозиционных приемов:

- «Массовый показ» однотипных экспонатов (в нашем случае бисерных вышивок) для того чтобы создать экспрессивный образ культуры бисерного рукоделия.

- Сопоставление вещей из одной коллекции, относящихся к разному времени. Так, соседствуя в одной витрине, веера XIX и XX века будут отражать эволюцию веера в веках.

- Выделение нескольких планов экспозиции путем расположения основных, наиболее ценных в художественном отношении (ударных) вещей, а также более мелких предметов, требующих рассмотрения с близкого расстояния, на первом плане, а крупных, таких как мебель и т.д. – на втором.

 

Таким образом, выставка показывает различные аспекты в формировании коллекций Останкинского дворца-музея и демонстрирует наиболее интересные предметы, приобретенные за последние 10 лет, что будет интересно как любителям, так и специалистам в области декоративно-прикладного искусства.

Карта

Яндекс.Метрика