Останкино и ВДНХ - общая история
ВДНХ, Ботанический сад, парк Останкино, часть Леоновской рощи еще не так давно были единым имением, составляющим дворцово-парковый ансамбль усадьбы Останкино. Огромные владения, располагающиеся на территории современного Останкинского района и района Марьиной рощи, начиная с 1743 года принадлежали графскому роду Шереметевых. Смысловым и композиционным центром многочисленных уделов являлся Останкинский дворец – уникальный, полностью деревянный памятник допожарной классицистической архитектуры, построенный в качестве увеселительной резиденции. Дворец сохранился до наших дней практически полностью в том виде, в котором был задуман его создателем – графом Николаем Петровичем Шереметевым. В настоящий момент он находится на реставрации, однако после ее завершения можно будет увидеть подлинные экстерьеры и интерьеры с предметами обстановки и декора.
Строительство дворца велось в 1792 – 1798 годах, к тому же периоду относится перепланировка старого приусадебного парка и формирование большого паркового комплекса. Примыкающая к усадьбе часть Увеселительного сада – партер и располагающиеся за ним системы пересекающихся аллей – имели регулярную планировку (в настоящий момент территория Музея-усадьбы Останкино). Остальные части сада, менее связанные с дворцовым комплексом, были оформлены в более свободном, «английском» стиле (с 1928 года эта часть Увеселительного сада известна как Парк Останкино). Во второй половине 1790-х годов рядом с Увеселительным садом появляется еще один, так называемый Прибавочный сад. Он был организован в пейзажном стиле, чему способствовали особенности местного ландшафта: лес, луга, кустарник, речная лощина. Его территория на севере ограничивалась рекой Каменкой с организованными на ней шестью каскадными прудами, до места впадения в Яузу. Сейчас эта местность известна нам как каскад прудов на территории ВДНХ за павильоном Космос, за которым проходит граница с Ботаническим садом.
Еще в начале XX века, в 1913 году, имение сдается правнуком Николая Петровича, графом Александром Дмитриевичем Шереметевым, в аренду франко-бельгийской компании, которая разрабатывала проект превращения Останкина в «город-сад». В 1922 году развитием этой идеи, особо популярной в то время, занимались студенты архитектурного факультета ВХУТЕМАСа. Работа велась над созданием генерального плана города-сада в Останкине, предусматривавшего отведение обширных территорий под парки, скверы и бульвары, а так же разработкой различных типов общественных зданий, таких как дом народных собраний, театр, школа, баня с бассейном и другие. Проекты не была претворены в жизнь, однако, в определенном смысле, перевоплотилась в строительство уникального выставочного комплекса на территории Прибавочного сада в 1930е годы. Изумительно разнообразные и очень точные по образности павильоны ВДНХ среди зеленого массива и в окружении Ботанического сада стали воплощением не просто «города-сада», но целой огромной «страны-сада»!
Прогуливаясь по парковым тропкам и скрытым от шума околицам ВДНХ, все еще можно разглядеть старинную планировку, примечать вековые деревья и окунуться в зеленое море, коим издревле славилось Останкино: сад среди города и город в саду.
Анатомическая восковая Венера - уникальный экспонат для музейного собрания России, находящийся в коллекции усадьбы Останкино.
В качестве выставочного экземпляра она была привезена из Европы во второй половине XVIII века графами Шереметевыми. В это время в Европе наблюдался расцвет интереса к искусственной анатомии: для изучения человеческого тела стали изготовлять разборные модели из воска, точно передающие расположение внутренних органов. Эти фигуры отличались высочайшим художественным уровнем. Удивительно, что при огромном интересе к женским анатомическим моделям - они назывались анатомическими Венерами или Венеринами - в России сохранился только один экземпляр - в усадьбе Останкино.
Восковая фигура с настоящими волосами лежит на шёлковой подушке, её торс снабжён съёмной панелью, за которой послойно располагаются внутренние органы. В нижнем слое показана матка, где за откидывающийся стенкой находился развивающийся плод. Специально для экспонирования этой модели была изготовлена витрина со стеклянным куполом, фанерованная красным деревом, которая так же сохранилась в коллекции усадьбы Останкино.
Благодаря онлайн проекту и оцифрованной модели в 3D, можно рассмотреть Останкинскую Венерину в максимальном приближении, с разных ракурсов, что невозможно сделать при экспонировании в залах музея. Дополнительные разделы об истории изготовления женских анатомических моделей и их художественной составляющей дают возможность подробнее узнать об искусственной анатомии и понять, почему люди Просвещения покупали подобные экспонаты в свои личные коллекции.