Отец государства


Отец государства, изображение №1
 

В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения одного из знаковых правителей в истории России: Пётра I Алексеевича – царя-реформатора, преобразовавшего огромную державу в развитое европейское государство.

Его образ вдохновлял художников-современников и творцов последующих поколений на создание патриотических произведений, где императора изображали как отца своей страны.

На волне подъёма интереса к исторической живописи в первой половине XIX века Карлом Карловичем Штейбеном (французским живописцем немецко-русского происхождения) была создана картина «Петр Великий в бурю на Ладожском озере». Этот эпизод произошёл в 1724 году, когда, осматривая канал на Ладожском озере, царь попал в шторм. Эта же буря настигла рыбаков, которым решил помочь император. Художник использовал контраст в передаче образов: Пётр I бесстрашно стоит у руля разбитой штормом лодки, а отчаявшиеся обессиленные рыбаки морально повержены перед натиском стихии. На груди царя орден Андрея Первозванного - высшая награда Российской Империи. Поза с выставленной вперёд рукой полна неукротимой воли. Несмотря на то, что ветер треплет полы его кафтана и волосы, брызги летят в лицо, взор императора устремлен вдаль без малейшего намёка на тревогу.

Гравюра с картины К. Штейбина «Петр Великий в бурю на Ладожском озере»
 

Гравюра с картины К. Штейбина «Петр Великий в бурю на Ладожском озере»

Впервые картину выставили в парижском Академическом Салоне 1812 года. После её приобретения для собственной коллекции императором Наполеоном сюжет картины стал настолько популярным, что его воспроизводили в гравюрах, литографиях, вышивках и шпалерах.

В России интерес к историческим сюжетам подогревался патриотическими настроениями, возникшими в первой половине XIX века. Все хотели иметь изображение императора, воплощавшее образ сильного государства, поэтому композиция с картины перешла на предметы, имеющие практическое назначение. В частности, её активно тиражировали в кабинетной бронзе (пресс-папье, чернильницы, мелкая пластика). Первым автором бронзовых композиций на тему картины в 1836 году стал парижский мастер Пьер Гёде. Специально для своих петербуржских клиентов он начал выпуск часов и кабинетной скульптуры, изображающей Петра Великого, переезжающего через Ладожское озеро[1].

Набирающая популярность композиция с Петром I была использована Карлом Тегельштейном (владельцем фабрики серебряных и бронзовых изделий) для изготовления выставочной модели часов, показанных на Выставке российских мануфактурных изделий 1839 года.[2] Позже, уже в 1851 году, на первой Всемирной промышленной выставке в Лондоне часы с тем же сюжетом в малахитовом корпусе были представлены фабрикой Анатолия Николаевича Демидова. Выставочный образец имел большие габариты – более одного метра в высоту[3]. Эти модели не получили столь же широкого распространения, как изделия малого размера. На сегодняшний день известно всего три экземпляра таких часов: первые, выполненные в патинированной бронзе, в 1844 году были подарены императором Николаем I герцогу Девонширскому, о чём свидетельствует надпись на пьедестале: «ex dono nicolai imperatoris». Часы находятся в Англии, в резиденции герцога Девонширского, ныне музее Чатсуорт-хаус (Chatsworth House, Derbyshire)[4]. Второй экземпляр до 1917 года хранился в Императорском Эрмитаже (ныне его местонахождение неизвестно). Единственный сохранившийся в России корпус этих часов находится в собрании Московского музея-усадьбы Останкино.

Часы подарены императором Николаем I герцогу Девонширскому и корпус часов из Останкинского собрания
 

Часы подарены императором Николаем I герцогу Девонширскому и корпус часов из Останкинского собрания

Как же часы с сюжетом «Пётр I в бурю на Ладожском озере» появились в Останкинском дворце? Первое письменное упоминание о них относится к 1871 году: «Часы с группою из золочёной бронзы, Императора Петра I в бурю на Ладожском озере, в малахитовом футляре, с бронзовою оправою, на мраморном цветном пьедестале»[5]. Эта строка из описи имущества, регулярно составлявшейся управляющим усадьбы. В ней описаны предметы, появившиеся во дворце в 1856 году, когда будущий император Александр II с семьёй прожил в Останкине неделю, готовясь к коронации перед торжественным въездом в Москву. Событие, столь значимое для семьи Шереметевых, стало поводом к приспособлению нежилой усадьбы к недельному визиту императорской семьи. Помимо ремонтных работ хозяин Останкина граф Дмитрий Николаевич Шереметев[6] наполняет комнаты современной мебелью и предметами обстановки. По традиции, в дворянских домах присутствовали скульптуры и картины с изображениями императоров, но часы с фигурой Петра I не относятся к периоду постройки дворца (1792-1798). Они появились здесь к приезду царской семьи, а их размещение в жилых интерьерах стало данью уважения и почтения к династии Романовых. Шереметевых и царскую семью связывали вековые дружеские отношения. Они из поколения в поколение служил своему Отечеству и императорам. Борис Петрович Шереметев, сподвижник Петра Великого, после Нарвского сражения 1700 года был произведен в генерал-аншефы. В 1702 году разбил войска шведской армии под командованием Шлиппенбаха, что стало первой победой в Северной войне. За это сражение Шереметев получил чин генерал- фельдмаршала и орден Андрея Первозванного. Он командовал (вместе с императором) армией в Полтавской битве, а также возглавлял осаду Риги. Борис Петрович стал первым, кто получил в Российской империи наследственный титул графа. Часы с фигурой последнего царя и первого императора, прямым потомком которого являлся будущий император Александр II, выражали верноподданнические чувства хозяина дома. Благодаря фотографии 1860-х годов, находящейся сейчас в собрании музея, можно увидеть часы в интерьере Нижней наугольной комнаты во двор на том же месте, где их видел Александр II.

Нижняя наугольная окнами во двор. Из альбома фотографий Останкина 1860-1870-е. ММУО
 

Нижняя наугольная окнами во двор. Из альбома фотографий Останкина 1860-1870-е. ММУО

Часы «Пётр I в бурю на Ладожском озере» никогда не покидали стен Останкинского дворца, бережно сохраняясь в семье Шереметевых, а после национализации - в музейных фондах. На протяжении ХХ века они не входили в экспозицию музея, так как интерьеры наполняли предметы XVIII века, современные постройке дворца. В 2020 году часы прошли комплексную реставрацию - первые крупномасштабные работы с момента их изготовления. Накладки и скульптурную композицию из золочёной бронзы очистили от патины, утраты малахита восполнили из натурального камня, подобранного по рисунку и оттенку. Благодаря полному демонтажу бронзовых накладок удалось обнаружить клейма, уточняющие датировку и авторство корпуса: выбитая на бронзовом канте подпись «TEGELSTEIN» указывает на авторство скульптурной композиции, а клеймо с годом «1841» на металлическом корпусе часов точно определяет их время изготовления. Часовой механизм, к сожалению, не сохранился, как и стрелки, поэтому для восстановления экспозиционного вида их изготовили вновь по аналогии с утраченными.

Детали бронзовой скульптуры часов «Пётр I в бурю на Ладожском озере»
Отец государства, изображение №6
Отец государства, изображение №7
Отец государства, изображение №8
Бронзовые детали в процессе реставрации
Бронзовые накладки в процессе реставрации
1 из 6
 
 

Детали бронзовой скульптуры часов «Пётр I в бурю на Ладожском озере»

В ходе работ по очистке фигур от патины и загрязнений открылся ранее неразличимый нюанс: разнообразие видов золочения (например, матовый кафтан и блестящий орден Андрея Первозванного на груди царя, глянцевый крестик на шее рыбака). В фигурах поражают проработанностью мелкие детали: мягкая кожа сапог, шпоры, пуговицы и складки одежды, вены на руках рыбаков.

Хранитель фонда «Часы» Мария Жохова

_____________________________________________________________________________________

[1] Сычев И.О. Каминные часы «Пётр I в бурю на Ладожском озере» с.78// Русская бронза М., Трилистник, 2003

[2] Указатель Выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в С.-Петербурге в 1839 году. с.233 - Санкт-Петербург, 1839

[3] Official descriptive and illustrated Catalogue of the great Exhibition of the Works of Industry of all Nations: 1851. Том 5. ил.192

[4] Сайт музея Сhatsworth [Электронный ресурс] URL https://www.chatsworth. org/art-archives/caring-for-the-collections/clock-winding/ Дата доступа 18.02.2021

[5] Останкинский музей. Фонд «Письменные источники». ПИ-3021 ММУО КП-10850/3.Опись дворца Останкино 1871 года л.2

[6] Дмитрий Николаевич Шереметев (1803-1872) сын Николая Петровича Шереметева (1751-1809), заказчика театра-усадьбы в Останкине, и его супруги, знаменитой крепостной певицы Прасковьи Жемчуговой

Яндекс.Метрика