Палладио в России
Палладио в России
Итальянский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио (1508–1580) безоговорочно признан всеми историками искусства самым влиятельным архитектором в мире. Для России Палладио имеет особое значение — палладианство определило не только направление развития русской архитектуры, но и многое в русском сознании и бытии. В сентябре–ноябре 2014 года в венецианском Музее Коррер прошла выставка «Палладио в России. От барокко до модернизма / Russia Palladiana. Palladio e la Russia dal Barocco al Modernismo», организованная ГМВЦ «РОСИЗО» при участии Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева. Этот проект Министерства культуры Российской Федерации, реализованный в рамках официальных программ Года туризма России в Италии 2014, вызвал большой интерес итальянской публики. Теперь с ним можно познакомиться и в Москве: расширенная версия проекта будет показана сразу на двух площадках — в Музее-заповеднике «Царицыно» и Музее архитектуры имени А. В. Щусева.
Экспозиция в Царицыне посвящена истории русского палладианства до 1917 года. Впервые имя Палладио упоминается по-русски в заглавии рукописи 1699 года, приписываемой одному из князей Долгоруковых, сподвижнику Петра I. Значение рукописи огромно — это первый трактат об архитектуре на русском языке: в России имя Палладио сразу же маркировало Архитектуру, причем Архитектуру с заглавной буквы.
Расцвет русского увлечения архитектурой Палладио пришелся на время царствования Екатерины II. В 1779 году по приглашению императрицы в Россию приезжает Чарльз Камерон, а вслед за ним, в 1780 году, — Джакомо Кваренги. При Екатерине творил замечательный русский архитектор Николай Львов. Эти три великих архитектора и убежденных палладианца определили неоклассицизм — стиль, господствовавший в русской архитектуре вплоть до 1830-х годов. «В моем отечестве да будет вкус Палладиев», — так сформулировал свою задачу Николай Львов: интенсивное строительство, начатое по всей России именно в екатерининское время и преобразившее ее облик, неразрывно связано с именем великого итальянца. Палладианские прообразы легко читаются в самых разных сооружениях: в церквях, дворцах, общественных зданиях, частных домах. Виллу Ротонда под Виченцей без преувеличения можно назвать самым значимым архитектурным образом для России времени неоклассицизма, недаром она послужила образцом как для собора Святой Софии в Царском Селе, символа утопического Греческого проекта Екатерины II, так и для императорских резиденций. Образ отражающегося в водной глади помещичьего дома с фронтоном и портиком — чисто палладианский знак русского Золотого века, как называют в России первую половину XIX столетия.
Около 1900 года увлечение Палладио вспыхнуло с новой силой, и интерес русского модерна к неоклассике XVIII века и ампиру, слившись с тоской по ушедшей в прошлое культуре усадеб, сделал палладианство неотъемлемой частью культуры Серебряного века.
Советское палладианство ХХ века, представленное в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева, — поистине феноменальное явление. И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев, начинавшие свой творческий путь до революции, и в СССР создавали произведения, пронизанные духом Палладио. Лаконичность палладианского стиля оказалась близка авангардной эстетике революции (известно, что К. Мельников был горячим поклонником творчества великого итальянца); позже влияние Палладио заметно и в сталинской архитектуре, возникшей из сложного сплава неоклассики и авангарда. Отдельный зал выставки посвящен творчеству И. Жолтовского, наиболее последовательного палладианца. Завершает экспозицию работа А. Бродского, созданная в преддверии третьего тысячелетия.
Экспозиция впервые позволяет проследить всю трехсотлетнюю историю русского палладианства и включает значительное число неизданных и неизвестных публике материалов из фондов российских музеев и архивов.
Палладианство стало частью русской культуры, так что влияние Палладио вышло далеко за рамки архитектуры. Поэтому на выставке можно будет увидеть не только архитектурные рисунки, проекты, чертежи и модели зданий, но также живописные и графические работы таких выдающихся мастеров, как Левицкий, Боровиковский, Сорока, Борисов-Мусатов, Судейкин, Грабарь, Бенуа, Добужинский, Кандинский и Суетин.
В экспозиции представлены работы из коллекций Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея-усадьбы «Останкино», Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века», Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Российского государственного архива древних актов, Государственного музея А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного литературного музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и его филиала — Музея-квартиры И. И. Бродского, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Царское Село», Российской национальной библиотеки, Библиотеки Российской академии наук, Тверской областной картинной галереи, Череповецкого музейного объединения, Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Пермского музея современного искусства, а также из частных собраний.
Выставку сопровождает каталог, подготовленный кураторами проекта, сотрудниками Эрмитажа Аркадием Ипполитовым и Василием Успенским.
Организаторы
Министерство культуры Российской Федерации
Департамент культуры города Москвы
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Кураторы
Аркадий Ипполитов, Василий Успенский
Дизайнер
Эрик Белоусов
Источник: http://www.tsaritsyno-museum.ru/events/2015/palladio_in_russia/index.php