Проказы Амура

Галантный век – век страстей и наслаждений, прорвавшихся наружу сквозь барочное осознание важности человеческих эмоций. Именно эта неуемная энергия, воплотившаяся в наивысшем проявлении человеческой чувственности - любви – стала основной темой в искусстве XVIII века. Главным действующим лицом романтических историй становится Амур – божественное дитя, олицетворяющее сердечные порывы во всех их проявлениях. Чаще всего он предстает в виде очаровательного крылатого младенца, шаловливого, коварного, а подчас и жестокого, держащего свой лук и колчан со стрелами. Никто не способен укрыться от его чар: будь то небожители Олимпа или простые смертные - все, кого он сражал своей стрелой, были обречены на сжигающую всепоглощающую страсть любовного чувства. Мифы о жизни маленького проказника не просто множат бесконечное число сюжетов в искусстве, но даруют свою особую символику, ставшую основой чувственного языка в искусстве. Образ любви чётко прослеживается в стенах усадьбы Останкино, что не случайно. Вспоминая историю, необходимо подчеркнуть, что Останкинской дворец (1790 - 1798) был построен в качестве увеселительной резиденции графа Николая Петровича Шереметева и создавался во имя искусства, воплощаемого в жизнь его возлюбленной - Прасковьей Жемчуговой, актрисой домового крепостного театра. Загородная усадьба была предназначена для получения всех известных на тот момент удовольствий, которые способен испытать человек: великолепные театрализованные представления, балы, изысканные яства и фейерверки, забавы и потехи и все это в окружении неоспоримо впечатляющей обстановки. Особенно ярко любовная тематика звучит в скульптуре, символизируя гедонистический образ жизни и жажду наслаждений. Статуи Венеры и амуров встречались практически в каждом зале дворца, подчеркивая воодушевленный образ усадьбы, созданный во имя любви к женщине и искусству. Скульптура была и безусловным украшением залов, и способом демонстрации статуса и вкуса владельца, и предметом коллекционирования. Собрание пластики Музея-усадьбы Останкино является во всех отношениях показательным для дворцово-парковых ансамблей XVIII столетия, ярко отражая нравы и предпочтения просвещенных людей того времени. Важно отметить и особое значение гравюры в XVIII веке, на который пришелся расцвет этого вида искусства. С одной стороны, высокая тиражируемость низводит печатную графику до массового уровня, с другой – именно широкое распространение гравированных листов имело огромное влияние на культуру. Новый виток популярности античных сюжетов, изображение пасторальных и пикантных сценок, картин светской жизни и ее закулисья - печатная графика стала не только доступной усладой для глаз, но и пособием для воспитания, распространяя в себе науку символических посланий и галантного обхождения. И здесь Амур становится заметной и незаменимой фигурой, даже играя второстепенную роль. Его важность бесспорна - именно присутствие крылатого бога любви часто дает ключ к расшифровке сюжета, обогащая вложенный в него смысл. Амуры украшают разнообразные аксессуары быта и моды XVIII столетия, особенно часто их можно видеть на незаменимых спутниках светского времяпровождения – веерах, обращение с которыми было возведено в отдельный вид искусства. Изысканный флирт, сложные намеки, баланс сохранения рамок приличия и недвусмысленных высказываний перерастают в особую символическую систему взаимодействия между мужчиной и женщиной – язык вееров, цветов и мушек, язык искусства, через которое возможно безмолвно донести свое высказывания до партнера. Таким образом, не найдется предмета, сферы искусства или жизни, которую бы в XVIII веке обошла стороной амурная тематика. Рассматривая любовные сюжеты, встречающиеся в скульптуре и живописи, графике и всевозможных предметах декоративно-прикладного искусства, можно не только познакомиться с разнообразием иконографии Амура и его атрибутов, но и погрузиться в игру символов, словно в разгадывание ребусов, задуманных художником, при этом оставляя простор для фантазии и широты трактовки. Навигация: Для последовательного просмотра всей выставки, после ознакомления с вступительной аннотацией зайдите в карточку первого экспоната, размещенного в разделе «Экспонаты выставки». Переход к следующему экспонату будет осуществляться посредством стрелки вправо [>]. Если вы хотите просматривать экспонаты в произвольном порядке, нажмите на надпись «Показать всё» на главной странице выставки в конце раздела «Экспонаты выставки», после чего отобразиться полный перечень экспонатов. Пожалуйста, обращайте внимание на надпись «Показать больше», которая располагается внизу страницы после вступительного текста или описания экспоната. Нажатие на данную надпись позволит развернуть полное описание и получить более подробную информацию.

Яндекс.Метрика