Русский акварельный портрет XIX века из собрания Московского музея-усадьбы Останкино

Информация о событии
  • с 23.10.2015 по 20.12.2015
  • C 10.00 до 19.00В четверг - с 10.00 до 20.00Последняя пятница каждого месяца - санитарный день
  • Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
  • Волгоградская область, г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, 21 Проезд: Скоростной трамвай до ст. "Комсомольская", троллейбусы №№ 8, 12, 2 до ост. "Ул. Порт-Саида"

В Московском музее-усадьбе Останкино хранится  небольшая, но интересная коллекция русского акварельного портрета XIX в. – времени расцвета этого жанра, 56 работ из нее  представлены на выставке.
Выставка  включает произведения как прославленных художников-акварелистов, так и мастеров менее известных или  незаслуженно забытых. Среди них есть работы  и столичных знаменитостей  - П.Ф. Соколова, В.И. Гау, А.П. Рокштуля, М.И.Теребенева,  и московских художников - А.И.Стрелковского, С.И.Сударикова, и иностранцев, работавших по заказам русского двора – блистательного французского портретиста Ж.Б.Изабе и его ученика Ж.А.Беннера.
Дополняет выставку  ряд предметов декоративно-прикладного искусства этого времени, аналогичных тем, что служили аксессуарами портретов.
Русский акварельный портрет – самобытное явление, связанное одновременно и с общестилевыми, и с историческими сдвигами, произошедшими в Европе в начале XIX века. С одной стороны, на его популярность оказали влияние тенденции набиравшего силу сентиментализма с его интересом к приватной стороне жизни и прямой апелляцией к чувствам,   с другой – изменившиеся условия жизни в стране, разоренной наполеоновским нашествием.  На смену пышным дворцам с портретами предков на стенах многочисленных парадных залов пришли небольшие уютные  особнячки с низенькими антресолями в мезонинах. Акварельный портрет был мобилен и вместе с тем достаточно представителен, чтобы  заменить собой громоздкие живописные полотна, а сама техника позволяла художнику гораздо большую непосредственность в передаче душевного облика модели. Расширился и круг заказчиков – недорогие акварельные портреты были по средствам не только знати, но и небогатым чиновникам и купцам. Со временем появились художники, специализировавшиеся только на этом жанре, конец широчайшей популярности которого положило повсеместное распространение во второй половине столетия  более дешевой фотографии. И лишь отдельные мастера, такие как сын знаменитого П.Ф.Соколова, академик акварельной живописи А.П.Соколов, продолжили традиции предшествующих поколений, выявляя совершенно особенные возможности акварельного портретирования.
К сожалению, бумага и акварельные краски – очень хрупкие материалы. Даже  без риска порчи от пожара они страдают от света и влаги. Поэтому каждый дошедший до нас акварельный портрет – маленькое чудо, которое следует тщательно беречь. Именно по этой причине невозможна постоянная экспозиция портретной графики, ей суждено храниться в темноте и показываться лишь на недолгих временных выставках. Выставка в Волгоградском музее изобразительных искусств им. Машкова – одна из редких возможностей для зрителя увидеть уникальные произведения «вживую» и оценить всю прелесть маленьких шедевров, привлекающих изысканностью колорита и поистине виртуозной техникой  владения  акварелью.

Карта

Яндекс.Метрика