Русский акварельный портрет XIX века из собрания Московского музея-усадьбы Останкино
В Московском музее-усадьбе Останкино хранится небольшая, но интересная коллекция русского акварельного портрета XIX в. – времени расцвета этого жанра, 56 работ из нее представлены на выставке.
Выставка включает произведения как прославленных художников-акварелистов, так и мастеров менее известных или незаслуженно забытых. Среди них есть работы и столичных знаменитостей - П.Ф. Соколова, В.И. Гау, А.П. Рокштуля, М.И.Теребенева, и московских художников - А.И.Стрелковского, С.И.Сударикова, и иностранцев, работавших по заказам русского двора – блистательного французского портретиста Ж.Б.Изабе и его ученика Ж.А.Беннера.
Дополняет выставку ряд предметов декоративно-прикладного искусства этого времени, аналогичных тем, что служили аксессуарами портретов.
Русский акварельный портрет – самобытное явление, связанное одновременно и с общестилевыми, и с историческими сдвигами, произошедшими в Европе в начале XIX века. С одной стороны, на его популярность оказали влияние тенденции набиравшего силу сентиментализма с его интересом к приватной стороне жизни и прямой апелляцией к чувствам, с другой – изменившиеся условия жизни в стране, разоренной наполеоновским нашествием. На смену пышным дворцам с портретами предков на стенах многочисленных парадных залов пришли небольшие уютные особнячки с низенькими антресолями в мезонинах. Акварельный портрет был мобилен и вместе с тем достаточно представителен, чтобы заменить собой громоздкие живописные полотна, а сама техника позволяла художнику гораздо большую непосредственность в передаче душевного облика модели. Расширился и круг заказчиков – недорогие акварельные портреты были по средствам не только знати, но и небогатым чиновникам и купцам. Со временем появились художники, специализировавшиеся только на этом жанре, конец широчайшей популярности которого положило повсеместное распространение во второй половине столетия более дешевой фотографии. И лишь отдельные мастера, такие как сын знаменитого П.Ф.Соколова, академик акварельной живописи А.П.Соколов, продолжили традиции предшествующих поколений, выявляя совершенно особенные возможности акварельного портретирования.
К сожалению, бумага и акварельные краски – очень хрупкие материалы. Даже без риска порчи от пожара они страдают от света и влаги. Поэтому каждый дошедший до нас акварельный портрет – маленькое чудо, которое следует тщательно беречь. Именно по этой причине невозможна постоянная экспозиция портретной графики, ей суждено храниться в темноте и показываться лишь на недолгих временных выставках. Выставка в Волгоградском музее изобразительных искусств им. Машкова – одна из редких возможностей для зрителя увидеть уникальные произведения «вживую» и оценить всю прелесть маленьких шедевров, привлекающих изысканностью колорита и поистине виртуозной техникой владения акварелью.