Совместный выставочный проект «В родных стенах»

Информация о событии
  • Постоянная экспозиция
  • Среда-воскресенье, с 10:00 до 18:00Выходные-понедельник, вторник, последняя среда месяца (санитарный день)
  • ГБУК г. Москвы «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»
  • Москва, улица Юности, дом 2 Проезд: метро "Рязанский проспект", далее авт. 133, 133к и 208 до ост. "Музей Кусково"; метро "Выхино", далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. "Музей Кусково"; метро "Новогиреево", далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. "Улица Юности". Перед территорией музея, со стороны ул. Юности имеется бесплатная парковка автомобилей.

Совместный выставочный проект «В родных стенах» музеев-усадеб Кусково и Останкино Часы с фигурой Клио В Государственном музее керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» стартует долгосрочный выставочный проект «В родных стенах», задуманный совместно с Московским Музеем-усадьбой Останкино. Цель проекта – воссоздать первоначальное убранство интерьеров Дворца и парковых павильонов Кускова на период расцвета усадьбы в 1770-80-х годах предметами мебели, живописи, прикладного искусства, некогда переданных в другую подмосковную усадьбу Шереметевых – Останкино. В дворянских усадьбах при строительстве новых Дворцов, павильонов в соответствии с замыслом и вкусами владельца, была распространена практика перемещения мебели, живописи, осветительных приборов, фарфора и других предметов быта из одной постройки в другую, из одного имения в другое. Так, по распоряжению графа П.Б. Шереметева – владельца многочисленных усадеб, вещи из Кускова отправляли в Московский дом, в Фонтанный дом в Петербурге, в усадьбу Марково, в Михайловское и наоборот. Каждый из наследников графов Шереметевых в свое время на протяжении конца XVIII – XIX веков также дополняли и обновляли обстановку в своих имениях. Архивные источники, научные публикации музейных специалистов дают возможность проследить историю бытования предметов в «родных стенах» двух уникальных ансамблей русской усадебной культуры вплоть до времени создания в них музеев – Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» и «Музея-усадьбы Останкино». О перемещении предметов обстановочного комплекса в интерьерах как одной, так и другой усадьбы, свидетельствуют архивные документы конца XVIII - XIX веков. В музее Кусково это Описи Дворца, Голландского и Итальянского домиков и других построек с многочисленными пометками на полях «взято в Останкино», распоряжения и переписка с управляющими. В Останкино – это также дворцовые описи (самая ранняя 1802 г.), подтверждающие наличие этих предметов в конкретных залах, гостиных, павильонах. Данный проект дает возможность вернуть хотя бы на время в «родные стены» ряд редких и уникальных произведений живописи, мебели, прикладного искусства XVII – XVIII веков. В 1790-х годах Граф Николай Петрович Шереметев, единственный наследник всех владений рода, решает построить ещё одну усадьбу, но не просто жилой дом - он создаёт целый проект театра-дворца в Останкино, который должен был отразить его «знания и вкус». Кроме современного оборудованного театрального зала, Николай Петрович создал в Останкино картинную, эстампную и скульптурную галереи, исполнявшие роль фойе. Для обстановки парадных залов предметы изготовлялись на заказ и закупались. Кроме этого документально зафиксированы случаи, когда вещи из других его домов перевозились в Останкино. Такая учесть коснулась французских часов с фигурой Клио. Они были перевезены Николаем Петровичем Шереметевым из отцовского имения Кусково для украшения Итальянского павильона Останкинского дворца. Там они зафиксированы в самой ранней Описи Дворца 1802 года. Эти же часы упоминаются в описи Кускова 1783 года во Вседневной спальне. Они являются единственными, сохранившимися в Останкинской коллекции часов от обстановки 1802 года. Сюжет каминных часов - читающая Клио (греч. дарующая славу)- в мифологии Греции одна из девяти муз, покровительница истории. Её изображали со свитком или книгой и лавровым венком - символом доблести и благородства. Модель часов принадлежит известному парижскому бронзовщику Жану-Жозефу де Сен- Жермену (Jean-Joseph de Saint-Germain, 1719-1791). Он был разносторонне одаренным ученым-натуралистом и вошел в историю декоративного искусства как создатель «pendules animaux» – типа каминных часов с анималистическими скульптурами. Часовой механизм изготовлен парижским часовым мастером Пьер Жиллем (Gille, Pierre, 1723-1784) из семьи потомственных часовщиков. Он работал в мастерской отца Пьера-Франсуа Жиля, а после его смерти в 1765 году он стал ставить свою подпись "Gille Laine a Paris". Такая подпись стоит на внешней плате механизма часов с фигурой Клио.

Карта

Яндекс.Метрика