Страсти по бисеру. Три века бисера в русском искусстве. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино 19
Выставка предлагает вниманию зрителя разнообразную по типологии и охватывающую весь временной промежуток распространения бисерного искусства в России коллекцию предметов из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Усадьба Останкино – уникальный архитектурный ансамбль XVII - XVIII веков, сердцем которого стал выстроенный по замыслу Николая Петровича Шереметева деревянный Дворец-театр. В этом Дворце по сей день хранятся не только обширные собрания живописи и скульптуры, но и выдающиеся коллекции декоративно-прикладного искусства, рассказывающие о культуре усадебного быта, в котором, по словам П.Я. Чаадаева, воплотилось «проявление идеального в частной жизни».
Коллекция бисера Московского музея-усадьбы Останкино уникальна и интересна как для специалистов, так и для широкого круга любителей и собирателей бисера. На выставке представлен весь спектр бисерных работ эпохи его наивысшего расцвета в первой половине XIX века – начиная от крохотных чехольчиков для наперстка, дамских часиков или мелка и кончая чубуками, подсвечниками и великолепными бисерными панно в отделке мебели. Украшением выставки являются парадные бисерные платья эпохи модерна, дополненные чрезвычайно редкими в нашей стране аксессуарами в стиле Арт-деко – бисерными дамскими сумочками и кошельками.
Бисер – это миниатюрные бусинки. Прозрачные или матовые, круглые или граненые, цветные или однотонные - соединенные вместе, они создают свой радостный мир, волшебный и таинственный. В немеркнущем от времени стекле сокрыты неисчерпаемые возможности технических и декоративных приемов, которые постоянно влекут к себе самых разнообразных мастеров.
Этот мир малых форм, созданный стеклодувами, проходит через историю всех человеческих цивилизаций. Корни бисерного искусства уходят вглубь веков. Но особой популярности бисер достигает в западноевропейском и русском искусстве в конце XVIII - первой половине XIX столетий. В это время культивирование эстетики быта значительно расширило сферу его применения: из бисера делались всевозможные предметы убранства не только светского, но и церковного интерьера, изготовлялись всевозможные аксессуары моды и элементы костюма, бисером и стеклярусом вышивали картины. Изделия из бисера выполнялись в разных техниках: вышивка, вязание, плетение, низание, ткачество и даже мозаика из бисера на воске.
Коллекцию предметов из бисера дополняют гравюры, служившие образцами для рисунков бисерных работ. Наибольшим спросом для создания жанровых сценок пользовался цикл «Живописное представление нравов, обычаев и развлечений русских» Дж. Аткинсона, выпущенный в Лондоне в 1803-104 годах, а также гравюры из многочисленных «Путешествий» и «Описаний» России с ее пейзажами и разнообразными народными типажами, ставших популярными в конце XVIII – первой половине XIX веков.
Автор проекта
кандидат искусствоведения Ирина Ефремова