У камелька. Вечер в усадьбе.
Более 300 предметов, представленных на выставке, впервые позволяют внимательно изучить такую специфическую тему, особенно важную для России с ее долгими и холодными зимами, как культура оформления отопительных устройств и ее органичное существование в эстетике ушедшей эпохи. Камелек – это специфически русское название камина, печки или вообще какого-либо очага в дворянском доме или крестьянском жилище. В сознании человека образ дома традиционно связывается с очагом, с местом, которое объединяет вокруг себя, дает тепло, символизирует жизнь, семью, надежность и уют. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали, обсуждали новые литературные произведения, писали письма, заполняли страницы альбомов и дневников.
В России камины вошли в употребление только в Петровскую эпоху, тогда как в западноевропейских странах уже была разработана многовековая практика их строительства и декоративной отделки, а также использование предметов, традиционно окружающих камин. Так, во Франции к концу XVII столетия полностью сформировался каминный гарнитур, состоявший из украшенных в едином стиле предметов и включавший часы в бронзовом корпусе, вазы, канделябры, каминные преграды и барьеры, подставки для дров, а также каминные экраны, чтобы закрывать топку камина. Сам камин с его красивым резным мраморным порталом и эффектными каминными принадлежностями считался главным декоративным и смысловым центром интерьера, определяющим остальной декор и убранство покоев всякого богатого дома, будь то дворец, замок, городской дом или загородная дворянская усадьба. Однако в России камины приживались с трудом. Обогреть помещение в лютую петербургскую зиму камины не могли, им предпочитали традиционные печи. Единственным местом в доме, где камин окончательно прижился, был кабинет хозяина дома. Там он сделался символом вечернего времяпровождения в кругу друзей и семьи, олицетворением счастливой, благополучной и насыщенной интеллектуальной жизни усадьбы.
Авторы выставки воссоздают различные по времени, стилю и предметному наполнению интерьеры усадебных кабинетов, начиная от маленького кабинета редкостей, характерного для культуры середины XVIII века, и кончая обстановкой в стиле второго рококо середины XIX столетия из мемориального кабинета Александра II в Останкинском дворце.
История камина раскрывается в проектах и эскизах западноевропейских архитекторов эпохи барокко, рококо, классицизма и ампира. На выставке представлены проекты каминов из альбомов, увражей и графического собрания графов Шереметевых в усадьбе Останкино, а также книги, посвященные теории и практике каминного и печного отопления из библиотеки князя Юсупова из фондов Государственного музея-усадьбы «Архангельское». Весь этот материал свидетельствует о том живом интересе русского общества к проблемам красоты, комфорта и целесообразности отопления, стоявшим в конце XVIII века перед всеми, кто желал возводить свои дома и усадьбы в России.
Показ истории и культуры камина будет интересен как профессионалам, так и широкому кругу посетителей. Вместе с тем идея выставки впервые предоставляет возможность экспонирования коллекции каминной бронзы второй половины XVIII–первой половины XIX столетия и других предметов русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства для убранства каминов из усадебных собраний.