"Усадьбы графов Шереметевых: история в фотографиях из собрания Музея-усадьбы "Останкино" в Фонтанном доме

Информация о событии
  • с 08.12.2017 по 17.06.2018
  • Четверг–понедельник 11.00–19.00 среда 13.00–21.00Касса закрывается на час раньшеВыходные: вторник и последняя пятница месяца
  • Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
  • Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 34

В усадебной культуре России такие культурно-художественные центры как Архангельское, Мураново, Абрамцево, Шахматово, Мелихово, Остафьево, Кусково и пр. стали нарицательными.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства и Музей-усадьба «Останкино» в рамках выставочного проекта «Береженая вещь. Путешествие из Петербурга в Москву» представляют выставку «Усадьбы графов Шереметевых: история в фотографиях из собрания Музея-усадьбы "Останкино"».
Об одной из подмосковных усадеб Евдокия Петровна Ростопчина, хозяйка имения Вороново, которое впоследствии принадлежало семье графов Шереметевых, в стихотворении «В деревне» (1854) писала:
Здорово иногда, хоть волей, хоть неволей,
От жизни городской урваться в глушь лесов,
Забыть счет дням своим и мерный ход часов,
Тревогам и трудам нежертвуемых болей,
С своею мыслию, с собой наедине
Сосредоточиться, прервать совсем на время
Наш быт искусственный, стряхнуть заботы бремя,
Природы жизнею простою жить вполне…
Понятие «русская усадьба» включает в себя не только сезонное пребывание за чертой города, но и является феноменом российской истории и культуры. Возникнув как жилые и хозяйственные комплексы вотчинников, усадьбы  постепенно превратились в культурные центры, в которых синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура города и провинции, культура России и Запада.
Уникальным образцом дворянской усадьбы в самом сердце Петербурга является Шереметевский дворец на Фонтанке. Возникнув в 1712 году как загородная территория с домом, двором и садом, усадьба, связанная с именами пяти представителей древнейшего дворянского графского рода, за два столетия превратилась в комплекс городских строений, центральное место среди которых занял дворец - одно из красивейших зданий столичного Петербурга. Многочисленная семья владельцев Фонтанного дома на летний период разъезжалась в имения. Фотовыставка посвящена загородным усадьбам графов Шереметевых, каждая из которых для хозяев имела свои исторические традиции и предназначение.
На фотографиях рубежа XIX – XX веков показана частная жизнь представителей графской семьи. Перед нами раскрываются загородные развлечения (охота) хозяев и их бытовые предпочтения (коневодство и занятия сельским хозяйством – огородничеством и садоводством). Простота и уют деревенских будней отражены в играх графских детей и процессе сбора урожая. Художественные и интеллектуальные интересы взрослых представителей семьи выражены предметной наполненностью дворцов, составлявших архитектурно-парковые ансамбли (Кусково, Останкино).
Насыщенная общественно-культурная жизнь хозяев (Остафьево, Ульянка) раздвигала замкнутый мир усадеб, давая возможность публике знакомиться с его мемориальными, историческими и архитектурными памятниками. Организованные общедоступные музеи (Остафьево) делали достоянием общественности традиции древнейшего графского рода, представители которого трепетно заботились об их сохранении (Борисовка, Михайловское).
«В кругу друзей своих, в кругу семьи своей» (Е.А. Баратынский) на фоне поэтических деревенских ландшафтов с реками и заречными далями (Баланда, Гавронцы), над которыми возвышаются кресты церквей с великолепными иконостасами, протекала жизнь отдельной семьи дореволюционной эпохи.
Граф Сергей Дмитриевич об имении Введенское писал: «Опять те же старые, давно знакомые покои; они переросли в заветный мир дорогого минувшего, но оно здесь не угасло: здесь на родном корне своем, растут новые, свежие побеги. Отрадно это и утешительно. Оно доказывает, что там, где нет уклонений от основных условий нашего быта, там и в XX веке возможны положительные итоги…». Эти слова написаны в тревожном 1905 г. В российских глубинках еще очень поэтично выглядит купание деревенских коней (Гавронцы). Менее чем через десять лет  художником К.С. Петровым-Водкиным будет написана знаменитая картина «Купание красного коня», знаменующая собой новую историю России, которая завершила историю дворянских усадеб.

Куратор выставочного проекта и автор комментариев (Музей-усадьба «Останкино») –старший научный сотрудник, хранитель коллекции фотодокументов Е.В. Уханова

Куратор выставочного проекта (СПбГМТиМИ) – кандидат исторических наук, хранитель фондов ДПИ в Шереметевском дворце О.А. Ходякова

Карта

Яндекс.Метрика