Утраченные иллюзии – Павел I. Эпоха и личность.

Информация о событии
  • с 20.09.2011 по 19.02.2012
  • Среда-воскресенье, с 11-00 до 20-00.Касса работает до 19-00.Выходные-понедельник, вторник
  • Государственный музей-заповедник «Царицыно»
  • Москва, 1-я Останкинская ул.,д5 Проезд: до станции метро "ВДНХ", "Алексеевская", тролл.№9,37,авт.№85 до остановки "Улица Королева". или от м. "ВДНХ" на трамваях №11, 17 до конечной останови.
Утраченные иллюзии – Павел I. Эпоха и личность.
20 Сентября 2011 г. - 19 Февраля 2012 г.
Государственный музей-заповедник «Царицыно»

 

В выставке принимают участие лучшие музеи страны: Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей истории города С-Петербурга, Музеи-заповедники: «Павловск», «Петергоф», «Гатчина», «Бородино», «Архангельское», «Царицыно», музей-усадьба «Останкино», Музей артиллерии, Центральный Военно-морской музей, Мемориальный музей А.В.Суворова, архивы городов С-Петербурга и Москвы, частные собрания. Научным руководителем и куратором выставки является Валькович Александр Михайлович, ведущий специалист ГУК ГМЗ «Царицыно» и Президент Международной военно-исторической Ассоциации. Масштабная выставка готовилась два года, в 2009 году в залах Большого дворца музея-заповедника «Царицыно» уже состоялся выставочный проект А.М.Вальковича «Великолепный князь Тавриды. - Г.А.Потемкин. Эпоха и личность», в 2008 году выставка «XVIII век - век доблестной славы России». Экспозиционно выставка «Утраченные иллюзии...» красива и торжественна. Работа по дизайнерскому оформлению выставки велась под руководством главного художника выставочного проекта Андрея Георгиевича Рейнера, известного талантливым оформлением «Великолепного Князя Тавриды» в «Царицыно», выставки «1812 год в картинах В.В.Верещагина. Дар императора Николая II Музею 1812 года» в Государственном историческом музее, экспозиции Покровского собора на Красной площади в Москве и других проектов.

Художественное наследие XVIII века велико, личность императора Павла I неординарна. «Утраченные иллюзии» - поскольку Государь всю сознательную жизнь, 34 года дожидался положенного ему по закону трона, и, вступивши на него в возрасте 42 лет, начал жестко, сильно и уверенно преобразования в стране. Россия не была готова к таким реформам, все дворянское окружение императора оставалось избалованным в век матушки Екатерины II, оставившей сыну Павлу I в наследство более двухсот миллионов рублей государственного долга. По своей насыщенности законотворческой деятельности Павловское царствование не имеет аналогов в русской истории - за 4 года и 4 месяца был подписан 2251 документ, имеющий силу закона. Не все подданные готовы были к преобразованиям. Ввиду постоянных интриг, предательств и заговоров жизнь православного монарха трагически оборвалась в ночь 11(24) марта 1801 года в Михайловском замке С-Петербурга, куда он так мечтал и так спешил переехать на жительство... Правил император Павел I с 1796 по 1801 год. Именно об этих годах правления императора Павла I рассказывает выставка «Утраченные иллюзии - Павел I. Эпоха и личность».

Экспозиция грандиозна, она занимает все залы по периметру второго этажа Большого дворца музея Царицыно. От «Воцарения» в 1796 году (первый зал) и восстановлении доброго имени своего отца, незаконно лишенного власти в результате дворцового переворота до «Заговора и цареубийства» в 1801.

 

 
Иллюзиции1.jpg

 

Павел I был любителем пышных дворцовых церемоний, в залах представлены несколько его парадных портретов, Сальваторе Тончи (Tonci Salvatore 1757-1844) из ГРМ [м.х.152х109] созданный художником в рост в одеянии Гроссмейстера Мальтийского Ордена, в большой императорской мантии с подбоем и отворотами из горностая, плотно надвинутой на лоб короне, в высоких ботфортах с символами «Страстей Христовых» над которыми император держит свою правую руку. Изображение портрета Павла I, работы С. Тончи, ввиду своей помпезной притягательности и театральности образа помещено дизайнерами музея на пригласительный билет выставки, афиши и баннеры. Судьба портрета работы Сальваторе Тончи была неудачной. С 1898 года, после вступления России в Мальтийский орден начата работа над портретом для Приорской залы ордена и завершена художником в 1801 году, когда императора Павла I уже убили. Красивый портрет Сальваторе Тончи остался никому не нужен. В письме 12 сентября 1803 году, близкий к Александру I, Адам Чарторыжский написал статс-секретарю Дмитрию Прокофьевичу Трощинскому о том, что «за портрет Павла I в одеянии магистра ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который был заказан для «Приорской залы Мальтийского Ордена» и завершен в Г[осподином] Тончи 1801 году еще не было выдано следующих за работу денег тех тысяч пятисот рублей». (РГАДА ф. 1239; оп.3; д.58419. л.1). На полях письма последовало распоряжение «Выдать из Кабинета», таким образом, только через два года после смерти Павла I был оплачен парадный портрет императора в Мальтийском одеянии и поступил на хранение в Императорский Эрмитаж.

 

Иллюзиции2.jpg
Другие парадные портреты императора, представленные на выставке в Москве, имели более счастливую судьбу. Любимый образ императора: в мундире, с тростью в руке, создан Степаном Семеновичем Щукиным. После воцарения, для присутственных мест были нужны портреты Павла I. Императорской Академией был объявлен конкурс на портрет императора. Иностранный мастер, Джон Аткинсон, запросил за работу баснословную сумму и Павел I сказал: «Что у нас своих мастеров, что-ли нету?». Заверили, что есть...Вскоре заказали портрет Степану Щукину, который был учеником Д.Г.Левицкого, вел портретный класс Императорской Академии художеств и получал за свои труды одинаковое жалование со своим учителем Левицким Дмитрием Григорьевичем по 33 рубля 33 коп. ежемесячно (РГИА ф.789 оп.19 д.1598 л.2). Портрет Государя Павла I художнику Щукину пришлось писать заочно, всего за один месяц, что не составило для него особого труда - он был талантлив и раньше писал портрет Великого князя Павла Петровича. Степан Щукин изобразил два варианта портрета: первый на белом коне, «едущим осматривать артиллерию», другой - в рост, по примеру прадеда, основателя империи и отца. Новый самодержец-реформатор изображен в Преображенском мундире, с неизменною тростью в руке. Император Павел I, увидев второй эскиз портрета, воскликнул: «Молодец! Немедленно пожелал видеть Щукина, пожаловал ему Владимира четвертой степени и 6000 рублей и позволил делать снимки своего портрета только по разрешении на то Щукина». (Академик Ф.Г.Солнцев, ученик Щукина С.С. См. в кн.: Русская Старина. Т.15.-1876 г.- с. 116: Солнцев Ф.Г. «Моя жизнь и археологические труды») На заседании Совета Императорской Академии художеств 15 июля 1797 года художник Щукин за портрет императора Павла I получил звание академика. Существуют несколько повторений портрета Щукина, их писали Д.Г.Левицкий и ученики академика С.С.Щукина Феодосий Яненко, Павел Ремезов, Николай Небаров, Александр Шелковников, Дудин и другие. За портреты для Останкино, Архангельского, Присутственных мест, для Казенной палаты, ученикам Щукина платили в зависимости от их возраста в Академии художеств. За портрет Павла I Александр Шелковников, как ученик 5 возраста получил 25 рублей. (РГИА фонд 789 оп.19, д. 188, лл. 109;119). Известен также поколенный «Гатчинский вариант портрета», где лицо императора «светится особым светом». По свидетельству историка искусств Д.А.Ровинского другие копии портрета Павла I есть и в «Версальском музее и Веймарской галерее они считаются оригиналами Аткинсона». (Голлербах Э. Портретная живопись в России. XVIII век. Москва-Петроград, 1923, с.113). Некоторые из них представлены на выставке в «Царицыно». Позднее, в 1798 году, лучший мраморный портрет императора Павла I исполнит скульптор Шубин (ГРМ), который станет шедевром. Мраморный бюст Шубина также представлен на выставке. По свидетельству же историка искусств А.Н.Бенуа, считавшего живописную работу Степана Щукина «шедевром», «у Щукина каждая картина очаровательна по красочному эффекту, напоминающему старинных мастером, или Рейнолдса». (А. Бенуа История русской живописи в XIX веке. Изд. второе.-М.,1998,с.44).

 

Один из двух центральных залов выставки, посвящен «Высочайшей фамилии и ближайшим лицам». В зале представлены большие портреты Павла I в рост [ГРМ м.х.251х179] Ст.Щукина и большой парадный портрет «Императрицы Марии Федоровны», Пампео Баттони (ГМЗ«Петергоф»). Императрица по происхождению была немецкой принцессой Доротеей-Софией-Августой-Луизой Вюртембергской-Штутгарской. Это была жизнерадостная женщина, красивая, образованная и хозяйственная. Павел Первый имел шестеро дочерей и четырех сыновей, он был верным супругом и заботливым отцом. Семья для Государя была превыше всего. Император высоко ценил семейные добродетели своей супруги и относился к ней с уважением и благодарностью. В зале демонстрируются портреты старших и младших детей императора Павла и портреты его ближайшего окружения; камерный портрет императрицы Марии Федоровны 1796 года [овал;м.х.54х45] работы В.Л.Боровиковского из Гатчинского дворца-музея. Дворец в Гатчине был особенно богат картинами. О нем говорили «Будто рог изобилия, до краев полный картинами опрокинулся над Гатчиной и чудеса живописи рассыпались по дворцу». (Трубников А. Старые портреты старого замка. В кн: Старые годы. 1916 г. «Гатчина при Павле Петровиче цесаревиче и императре» с.169). Многие шедевры живописи были приобретены самим императором Павлом I. Сегодня они представлены на выставке в «Царицыном Селе» в Москве.

 

Иллюзиции3.jpg
Среди них «Портрет Фридриха II» работы неизвестного 18 века художника с оригинала А.Пэна (ГМЗ «Гатчина») Фридрих Великий - любимый полководец императора Павла I, которому Пруссия обязана своим возвышением до уровня мировой державы. Портрет Фридриха Великого на выставке фланкирован мраморными бюстами короля Генриха IV и его министра финансов герцога М.Б.Сюлли (ГМЗ «Гатчина») из личного кабинета императора Павла I, созданных французским скульптором Франсуа Мартеном по заказу императора Павла I. Герцог Сюлли говорил, что: «Первый закон для государя - соблюдение всех законов. Выше его повелителя два повелителя. Бог и закон».

 

 

 
Иллюзиции4.jpg

 

В дворцовом окружении императора Павла I, его «единственным утешением и счастьем на всю жизнь», кроме супруги и детей, была «близкий и истинный друг», фрейлина императрицы Марии Федоровны, мадмуазель Екатерина Ивановна Нелидова, с которой у императора Павла I было «духовное единение». На выставке представлен знаменитый «Портрет Е.И. Нелидовой», Д.Г.Левицкого, написанный художником в 1773 году. Екатерина Ивановна Нелидова, камер-фрейлина императрицы Марии Федоровны происходила их обедневшей дворянской семьи, в которой было семеро детей - пятеро братьев и двое сестер, и получила превосходное образование в Смольном институте благородных девиц, куда отдавали девочек в обучение с семилетнего возраста. Она поражала всех при совершенной скромности и благородстве, своим остроумием и блистательным талантом, живостью поведения и искренностью разговоров. Император Павел Петрович находил удовлетворение в продолжительных беседах и духовном единении с мадмуазель Нелидовой. Их отношения оставались возвышенными: уезжая в военный поход в Финляндию, в 1790 году, Павел Петрович прислал Екатерине Нелидовой краткую записочку: «Знайте, что умирая. Я буду думать о Вас».

Иллюзиции5.jpg

 

 
Основным экспонатом большого зала, посвященного «Реформам Павла I в армии», является грандиозное полотно И.Б. Лампи «Император Павел I со свитою» [ГМЗ «Гатчина» м.х.265х365]. Изображены тринадцать всадников... Император Павел I c сыновьями Великими князьями Александром и Константином, рядом с императором палантин венгерский Стефан-Иосиф, и придворные А.А.Безбородко, П.А.Зубов, А.Л.Нарышин, А.Б.Куракин, П.А.фон дер Пален, И.П.Кутайсов, А.В.Суворов, А.С.Кологривов, П.В.Лопухин. Палантин венгерский Стефан-Иосиф, изображенный подле императора Павла I, пребывал в России только в 1799 году, тогда могла быть написана картина. Полотно после смерти Павла I в 1840 году из Зимнего дворца перевезено Николаем I в Гатчинский дворец. В архиве ГМЗ «Гатчина» сохранилась разработка экскурсии 30-х годов XX в. с описанием этой картины: «В своем официальном кабинете Николай I спешит заявить себя верным сыном и поклонником своего отца: во всю стену, против окон, висит большой групповой портрет Павла I, в окружении своих убийц. Этот портрет в официальном кабинете представляется молчаливой клятвой Николая не забывать урока 11 марта 1801 года». (Семенов В.А. К истории создания картины Е.И. Ботмана «Павел I c Великими князьями Александром Павловичем. Константином Павловичем и палантином Венгерским Стефаном-Иосифом». В кн.: Императорская Гатчина. Материалы научной конференции,-СПб,2003,224 с.,ил. с.75)

 

В зале посвященном «Реформам Павла I в армии», среди портретов военного окружения императора Павла I, один из самых лучших работы художника И.Б.Лампи «Портрет Аракчеева» ГМЗ «Гатчина»[м.х.72х58]. Граф Алексей Андреевич Аракчеев был одним из самых влиятельных военных государственных деятелей в царствование Павла I. Служил в артиллерии. После воцарения Павла I, Аракчеев стал губернатором С-Петербурга, но затем попал в опалу и не смог помочь своему Императору в момент заговора. Из Государственного мемориального музея А.В. Суворова, Государственного исторического музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи на выставке представлено парадное оружие XVIII века, подлинные образцы обмундирования XVII века. В одной из центральных витрин представлены рыцарские золоченые доспехи Кавалергардов: «офицерские Кавалергардские латы», «кирасы», с серебряными наручниками и набедренниками. Составные части таких доспехов были скреплены между собою золочеными гвоздями. В этой же витрине находятся: «Ташка церемониального убора нижних чинов Кавалергардского корпуса» 1797 г. (ВИМАИВиВС) и «Парадная лядунка с перевязью нижних чинов Кавалергардского корпуса» 1797 г. (ВИМАИВ иВС). Здесь же представлено конное убранство: «Парадный барс церемониального убора офицеров Кавалерского корпуса», 1797 г. (ВИМАИВиВС) и другие предметы военной амуниции, Павловской эпохи, великолепной сохранности. Император Павел, в подражание прусским порядкам, был чрезвычайно строг в отношении всего, что касалось армейской дисциплины и воинской амуниции. «Перемена формы имела дурную сторону. Павел ввел опять пудру, букли и штиблеты. Пудра и букли вызывали головную боль. Штиблеты - «гной ногамъ», по выражению Суворова.

 

 
Иллюзиции6.jpg

 

Но надо отметить и положительную сторону реформы - она прекращала роскошь гвардейских офицеров» (Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников. - СПб,1907, с.XIX). «Чрезмерная взыскательность, непомерная строгость Павла, лишала службу всех привилегированных сторон. На неизменный, неизбежный вахт-парад шли, словно на лобное место. Никто не знал, что ждет его там: повышение, или наоборот, лишение чинов и выключка из службы, высочайшая похвала, или арест». (Саблуков С.А.Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников.- СПб,1990, с.39). В этом же зале находится портрет А.В.Суворова, адмирала С.И.Мордвинова и других военных деятелей Павловской эпохи. «Если при Петре гвардия - идеальная модель государственного устройства, то при Павле этой моделью служит гвардейский парад. Долгий караул редко без ученья завершался церемониальным маршем, а по окончании вахт-парада отдавался пароль и высочайший приказ. Потом следовал богатый завтрак во дворце, где многие вознаграждали себя за ранний подъем и беспокойное ожидание взысканий по службе». (Валькович А.М.Золотой век Российской Гвардии в 2 т. М,2010.т.2,с. 206). На выставке иллюстрацией военной жизни Павловской эпохи служат картины художника О.Г.Шварца: «Развод караула в Аванзале Гатчинского дворца при им. Павле I», «Вахт-Парад на площади перед дворцом в Гатчине» (ГМЗ «Гатчина») На выставке представлены литографии с изображением формы офицеров различных родов войск из частных собраний, ГИМа, ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Гатчина», Музея артиллерии, Мемориального музея А.В.Суворова. В зале, посвященном «Внешней политике и участию в коалиционной войне 1799-1800 гг.» Представлена картина художника Шарлеманя «Торжественная встреча А.В. Суворова в Милане». Трудными были отношения императора Павла I с прославленным генералиссимусом Суворовым, принесшего великую славу России XVII века.

Одна из глав концепции выставки была посвящена любимым дворцам императора в Павловске, Гатчине, Петергофе, С-Петербурге. Пейзажи художников Ф.Я.Алексеева «Вид на на Михайловский замок в Петербурге», А. Бенуа «Вид зимнего Михайловского замка». Пейзажные виды загородных дворцов Павловска, Гатчины, Петергофа художника Андрея Ефимовича Мартынова. Пейзажи Семена Федоровича Щедрина «Мост с кордегардиями», «Обелиск Коннетабль в Гатчине». Непревзойденным шедевром выставки остаются подлинные акварели художника Эдуарда Гау. Воспроизведенные подробно, с фотографической точностью на больших акварельных листах 60Х50 акварели создавались в 1870 годы и великолепно сохранились. Акварели передают все мельчайшие детали интерьеров любимого дворца императора Павла I: «Тронная Павла I»(1878), «Белый зал парадной половины Павла»(1880), «Мраморная столовая Павла I»(1880), «Башенный кабинет Павла I»(1878) и другие. Залы Бельэтажа загородного дворца в Гатчине оставались мемориальными после смерти Павла I. Все последующие владельцы после смерти вдовы, императрицы Марии Федоровны, селились в новых комнатах, бережно храня великолепное убранство залов в бозе почившего Монарха.

 

 
Иллюзиции7.jpg

 

Портрет вдовствующей императрицы Марии Федоровны в траурном платье, работы Г. Кюгельхена экспонируется в зале, посвященном заговору и цареубийству. Мария Федоровна очень горевала после смерти горячо любимого супруга, в своем письме на имя обер-камергера князя А.М.Голицына императрица писала: «Со времени моего горя это случается в первый раз, что я здесь встаю, ложусь, не прикоснувшись устами к щеке того, кого я буду вечно оплакивать, не поцеловав его дорогой руки». (Письмо вдовствующей императрицы Марии Федоровны обер-камергеру князю А.М. Голицыну. 25 августа 1802 года. Русский Арив, 1878 г.) Рядом портрет Павла I (тип Боровиковского) с черной траурной лентой на шее...В этом же зале размещены портреты заговорщиков. В центре зала, в огромной витрине экспонируется стол, сервированный великолепным фарфором (музей-усадьба «Останкино»). Среди мемориальных вещей в зале представлена подлинная белая льняная рубашка императора Павла I (ГМЗ «Петергоф») которая была на императоре в роковую ночь убийства.

В выставке принимают участие более 16 собраний музеев и архивов страны, представлено более семисот экспонатов, в том числе подлинные мемориальные вещи императора Павла I: его книги, подлинная Библия, затканная Мальтийскими крестами, далматик великого магистра Мальтийского ордена, письменные принадлежности императора, его Преображенский мундир, ботфорты, его походные стол и стул... «За четыре года он успел совершить необыкновенно много, конечно потому, что подготовил план своих преобразований еще в Гатчине. Его озабачивают хлебные запасные магазины и удешевление соли, сбережение лесов и предохранение построек от пожаров; при Павле начались торговые отношения с Америкой и утверждена российско-американская копания; при Павле учреждено высшее медицинское училище, преобразованное потом в военную академию». (Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников. - СПб,1907, с.XXII). Он хотел объять необъятное... Зрелищная, полноценная и насыщенная подлинными экспонатами выставка предлагает зрителям объективно взглянуть на политику императора Павла I.

 

 

Карта

Яндекс.Метрика