Утраченные иллюзии – Павел I. Эпоха и личность.
В выставке принимают участие лучшие музеи страны: Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей истории города С-Петербурга, Музеи-заповедники: «Павловск», «Петергоф», «Гатчина», «Бородино», «Архангельское», «Царицыно», музей-усадьба «Останкино», Музей артиллерии, Центральный Военно-морской музей, Мемориальный музей А.В.Суворова, архивы городов С-Петербурга и Москвы, частные собрания. Научным руководителем и куратором выставки является Валькович Александр Михайлович, ведущий специалист ГУК ГМЗ «Царицыно» и Президент Международной военно-исторической Ассоциации. Масштабная выставка готовилась два года, в 2009 году в залах Большого дворца музея-заповедника «Царицыно» уже состоялся выставочный проект А.М.Вальковича «Великолепный князь Тавриды. - Г.А.Потемкин. Эпоха и личность», в 2008 году выставка «XVIII век - век доблестной славы России». Экспозиционно выставка «Утраченные иллюзии...» красива и торжественна. Работа по дизайнерскому оформлению выставки велась под руководством главного художника выставочного проекта Андрея Георгиевича Рейнера, известного талантливым оформлением «Великолепного Князя Тавриды» в «Царицыно», выставки «1812 год в картинах В.В.Верещагина. Дар императора Николая II Музею 1812 года» в Государственном историческом музее, экспозиции Покровского собора на Красной площади в Москве и других проектов.
Художественное наследие XVIII века велико, личность императора Павла I неординарна. «Утраченные иллюзии» - поскольку Государь всю сознательную жизнь, 34 года дожидался положенного ему по закону трона, и, вступивши на него в возрасте 42 лет, начал жестко, сильно и уверенно преобразования в стране. Россия не была готова к таким реформам, все дворянское окружение императора оставалось избалованным в век матушки Екатерины II, оставившей сыну Павлу I в наследство более двухсот миллионов рублей государственного долга. По своей насыщенности законотворческой деятельности Павловское царствование не имеет аналогов в русской истории - за 4 года и 4 месяца был подписан 2251 документ, имеющий силу закона. Не все подданные готовы были к преобразованиям. Ввиду постоянных интриг, предательств и заговоров жизнь православного монарха трагически оборвалась в ночь 11(24) марта 1801 года в Михайловском замке С-Петербурга, куда он так мечтал и так спешил переехать на жительство... Правил император Павел I с 1796 по 1801 год. Именно об этих годах правления императора Павла I рассказывает выставка «Утраченные иллюзии - Павел I. Эпоха и личность».
Экспозиция грандиозна, она занимает все залы по периметру второго этажа Большого дворца музея Царицыно. От «Воцарения» в 1796 году (первый зал) и восстановлении доброго имени своего отца, незаконно лишенного власти в результате дворцового переворота до «Заговора и цареубийства» в 1801.
Павел I был любителем пышных дворцовых церемоний, в залах представлены несколько его парадных портретов, Сальваторе Тончи (Tonci Salvatore 1757-1844) из ГРМ [м.х.152х109] созданный художником в рост в одеянии Гроссмейстера Мальтийского Ордена, в большой императорской мантии с подбоем и отворотами из горностая, плотно надвинутой на лоб короне, в высоких ботфортах с символами «Страстей Христовых» над которыми император держит свою правую руку. Изображение портрета Павла I, работы С. Тончи, ввиду своей помпезной притягательности и театральности образа помещено дизайнерами музея на пригласительный билет выставки, афиши и баннеры. Судьба портрета работы Сальваторе Тончи была неудачной. С 1898 года, после вступления России в Мальтийский орден начата работа над портретом для Приорской залы ордена и завершена художником в 1801 году, когда императора Павла I уже убили. Красивый портрет Сальваторе Тончи остался никому не нужен. В письме 12 сентября 1803 году, близкий к Александру I, Адам Чарторыжский написал статс-секретарю Дмитрию Прокофьевичу Трощинскому о том, что «за портрет Павла I в одеянии магистра ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который был заказан для «Приорской залы Мальтийского Ордена» и завершен в Г[осподином] Тончи 1801 году еще не было выдано следующих за работу денег тех тысяч пятисот рублей». (РГАДА ф. 1239; оп.3; д.58419. л.1). На полях письма последовало распоряжение «Выдать из Кабинета», таким образом, только через два года после смерти Павла I был оплачен парадный портрет императора в Мальтийском одеянии и поступил на хранение в Императорский Эрмитаж.
Один из двух центральных залов выставки, посвящен «Высочайшей фамилии и ближайшим лицам». В зале представлены большие портреты Павла I в рост [ГРМ м.х.251х179] Ст.Щукина и большой парадный портрет «Императрицы Марии Федоровны», Пампео Баттони (ГМЗ«Петергоф»). Императрица по происхождению была немецкой принцессой Доротеей-Софией-Августой-Луизой Вюртембергской-Штутгарской. Это была жизнерадостная женщина, красивая, образованная и хозяйственная. Павел Первый имел шестеро дочерей и четырех сыновей, он был верным супругом и заботливым отцом. Семья для Государя была превыше всего. Император высоко ценил семейные добродетели своей супруги и относился к ней с уважением и благодарностью. В зале демонстрируются портреты старших и младших детей императора Павла и портреты его ближайшего окружения; камерный портрет императрицы Марии Федоровны 1796 года [овал;м.х.54х45] работы В.Л.Боровиковского из Гатчинского дворца-музея. Дворец в Гатчине был особенно богат картинами. О нем говорили «Будто рог изобилия, до краев полный картинами опрокинулся над Гатчиной и чудеса живописи рассыпались по дворцу». (Трубников А. Старые портреты старого замка. В кн: Старые годы. 1916 г. «Гатчина при Павле Петровиче цесаревиче и императре» с.169). Многие шедевры живописи были приобретены самим императором Павлом I. Сегодня они представлены на выставке в «Царицыном Селе» в Москве.
В дворцовом окружении императора Павла I, его «единственным утешением и счастьем на всю жизнь», кроме супруги и детей, была «близкий и истинный друг», фрейлина императрицы Марии Федоровны, мадмуазель Екатерина Ивановна Нелидова, с которой у императора Павла I было «духовное единение». На выставке представлен знаменитый «Портрет Е.И. Нелидовой», Д.Г.Левицкого, написанный художником в 1773 году. Екатерина Ивановна Нелидова, камер-фрейлина императрицы Марии Федоровны происходила их обедневшей дворянской семьи, в которой было семеро детей - пятеро братьев и двое сестер, и получила превосходное образование в Смольном институте благородных девиц, куда отдавали девочек в обучение с семилетнего возраста. Она поражала всех при совершенной скромности и благородстве, своим остроумием и блистательным талантом, живостью поведения и искренностью разговоров. Император Павел Петрович находил удовлетворение в продолжительных беседах и духовном единении с мадмуазель Нелидовой. Их отношения оставались возвышенными: уезжая в военный поход в Финляндию, в 1790 году, Павел Петрович прислал Екатерине Нелидовой краткую записочку: «Знайте, что умирая. Я буду думать о Вас».
В зале посвященном «Реформам Павла I в армии», среди портретов военного окружения императора Павла I, один из самых лучших работы художника И.Б.Лампи «Портрет Аракчеева» ГМЗ «Гатчина»[м.х.72х58]. Граф Алексей Андреевич Аракчеев был одним из самых влиятельных военных государственных деятелей в царствование Павла I. Служил в артиллерии. После воцарения Павла I, Аракчеев стал губернатором С-Петербурга, но затем попал в опалу и не смог помочь своему Императору в момент заговора. Из Государственного мемориального музея А.В. Суворова, Государственного исторического музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи на выставке представлено парадное оружие XVIII века, подлинные образцы обмундирования XVII века. В одной из центральных витрин представлены рыцарские золоченые доспехи Кавалергардов: «офицерские Кавалергардские латы», «кирасы», с серебряными наручниками и набедренниками. Составные части таких доспехов были скреплены между собою золочеными гвоздями. В этой же витрине находятся: «Ташка церемониального убора нижних чинов Кавалергардского корпуса» 1797 г. (ВИМАИВиВС) и «Парадная лядунка с перевязью нижних чинов Кавалергардского корпуса» 1797 г. (ВИМАИВ иВС). Здесь же представлено конное убранство: «Парадный барс церемониального убора офицеров Кавалерского корпуса», 1797 г. (ВИМАИВиВС) и другие предметы военной амуниции, Павловской эпохи, великолепной сохранности. Император Павел, в подражание прусским порядкам, был чрезвычайно строг в отношении всего, что касалось армейской дисциплины и воинской амуниции. «Перемена формы имела дурную сторону. Павел ввел опять пудру, букли и штиблеты. Пудра и букли вызывали головную боль. Штиблеты - «гной ногамъ», по выражению Суворова.
Но надо отметить и положительную сторону реформы - она прекращала роскошь гвардейских офицеров» (Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников. - СПб,1907, с.XIX). «Чрезмерная взыскательность, непомерная строгость Павла, лишала службу всех привилегированных сторон. На неизменный, неизбежный вахт-парад шли, словно на лобное место. Никто не знал, что ждет его там: повышение, или наоборот, лишение чинов и выключка из службы, высочайшая похвала, или арест». (Саблуков С.А.Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников.- СПб,1990, с.39). В этом же зале находится портрет А.В.Суворова, адмирала С.И.Мордвинова и других военных деятелей Павловской эпохи. «Если при Петре гвардия - идеальная модель государственного устройства, то при Павле этой моделью служит гвардейский парад. Долгий караул редко без ученья завершался церемониальным маршем, а по окончании вахт-парада отдавался пароль и высочайший приказ. Потом следовал богатый завтрак во дворце, где многие вознаграждали себя за ранний подъем и беспокойное ожидание взысканий по службе». (Валькович А.М.Золотой век Российской Гвардии в 2 т. М,2010.т.2,с. 206). На выставке иллюстрацией военной жизни Павловской эпохи служат картины художника О.Г.Шварца: «Развод караула в Аванзале Гатчинского дворца при им. Павле I», «Вахт-Парад на площади перед дворцом в Гатчине» (ГМЗ «Гатчина») На выставке представлены литографии с изображением формы офицеров различных родов войск из частных собраний, ГИМа, ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Гатчина», Музея артиллерии, Мемориального музея А.В.Суворова. В зале, посвященном «Внешней политике и участию в коалиционной войне 1799-1800 гг.» Представлена картина художника Шарлеманя «Торжественная встреча А.В. Суворова в Милане». Трудными были отношения императора Павла I с прославленным генералиссимусом Суворовым, принесшего великую славу России XVII века.
Одна из глав концепции выставки была посвящена любимым дворцам императора в Павловске, Гатчине, Петергофе, С-Петербурге. Пейзажи художников Ф.Я.Алексеева «Вид на на Михайловский замок в Петербурге», А. Бенуа «Вид зимнего Михайловского замка». Пейзажные виды загородных дворцов Павловска, Гатчины, Петергофа художника Андрея Ефимовича Мартынова. Пейзажи Семена Федоровича Щедрина «Мост с кордегардиями», «Обелиск Коннетабль в Гатчине». Непревзойденным шедевром выставки остаются подлинные акварели художника Эдуарда Гау. Воспроизведенные подробно, с фотографической точностью на больших акварельных листах 60Х50 акварели создавались в 1870 годы и великолепно сохранились. Акварели передают все мельчайшие детали интерьеров любимого дворца императора Павла I: «Тронная Павла I»(1878), «Белый зал парадной половины Павла»(1880), «Мраморная столовая Павла I»(1880), «Башенный кабинет Павла I»(1878) и другие. Залы Бельэтажа загородного дворца в Гатчине оставались мемориальными после смерти Павла I. Все последующие владельцы после смерти вдовы, императрицы Марии Федоровны, селились в новых комнатах, бережно храня великолепное убранство залов в бозе почившего Монарха.
Портрет вдовствующей императрицы Марии Федоровны в траурном платье, работы Г. Кюгельхена экспонируется в зале, посвященном заговору и цареубийству. Мария Федоровна очень горевала после смерти горячо любимого супруга, в своем письме на имя обер-камергера князя А.М.Голицына императрица писала: «Со времени моего горя это случается в первый раз, что я здесь встаю, ложусь, не прикоснувшись устами к щеке того, кого я буду вечно оплакивать, не поцеловав его дорогой руки». (Письмо вдовствующей императрицы Марии Федоровны обер-камергеру князю А.М. Голицыну. 25 августа 1802 года. Русский Арив, 1878 г.) Рядом портрет Павла I (тип Боровиковского) с черной траурной лентой на шее...В этом же зале размещены портреты заговорщиков. В центре зала, в огромной витрине экспонируется стол, сервированный великолепным фарфором (музей-усадьба «Останкино»). Среди мемориальных вещей в зале представлена подлинная белая льняная рубашка императора Павла I (ГМЗ «Петергоф») которая была на императоре в роковую ночь убийства.
В выставке принимают участие более 16 собраний музеев и архивов страны, представлено более семисот экспонатов, в том числе подлинные мемориальные вещи императора Павла I: его книги, подлинная Библия, затканная Мальтийскими крестами, далматик великого магистра Мальтийского ордена, письменные принадлежности императора, его Преображенский мундир, ботфорты, его походные стол и стул... «За четыре года он успел совершить необыкновенно много, конечно потому, что подготовил план своих преобразований еще в Гатчине. Его озабачивают хлебные запасные магазины и удешевление соли, сбережение лесов и предохранение построек от пожаров; при Павле начались торговые отношения с Америкой и утверждена российско-американская копания; при Павле учреждено высшее медицинское училище, преобразованное потом в военную академию». (Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников. - СПб,1907, с.XXII). Он хотел объять необъятное... Зрелищная, полноценная и насыщенная подлинными экспонатами выставка предлагает зрителям объективно взглянуть на политику императора Павла I.