В "Царицыне" покажут шедевры античной скульптуры из собрания музея-усадьбы "Останкино"


У любителей античности появился новый повод посетить музей-заповедник «Царицыно». Здесь, в Оперном доме, открылась выставка, на которой представлены шедевры античной скульптуры. Экспозиция была перевезена в «Царицыно» из музея-усадьбы «Останкино». Выставка «Дворец во дворце» – это попытка воплотить в одном проекте сразу две мечты, которые не были реализованы в XVIII веке. 
 
Почти все скульптуры – в большинстве своем копии античных – никогда не покидали стен музея-усадьбы «Останкино». Это их первый за две сотни лет переезд, и готовились к нему долго – почти целый год. Реставрация, консервация и сама транспортировка сложная – мрамор и гипс – одни из самых хрупких материалов. Обошлось без травм и повреждений, и теперь украшавшие Останкинский дворец на протяжении нескольких исторических эпох скульптуры, на время, пока идет реставрация усадьбы, обрели временную прописку в другом архитектурном сооружении XVIII века – Среднем дворце «Царицыно», или как его еще называют – Оперном доме.
 
«Оперным домом его назвал народ и назвал неслучайно – потому что, если посмотреть на архитектуру дворца, то его фасад больше всего напоминает театральный задник, – объясняет генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Наталья Самойленко. – На самом деле в самой архитектуре есть что-то такое сказочно-театральное, и отсюда перекличка с останкинским дворцом-театром, который снаружи не похож, и Оперным домом, который на самом деле – не есть театр, но так похож. Это вполне символично».
 
Доподлинно неизвестно, было ли в намерениях архитектора Баженова – украсить Оперный дом скульптурой, но специалистам музея-заповедника «Царицыно» показалось что он об этом думал – на такую мысль их натолкнули форма и расположение залов. Такое решение точно отвечало бы вкусам того времени. Сами скульптуры для дворца-театра приобретались на протяжении всего XVIII века, покупки совершались и после смерти Шереметьева, который лично курировал все работы в усадьбе, и все они не выбивались из графского концепта.
 
«Поскольку сам дворец театра был посвящен Аполлону – то эта аполлоническая тема была представлена тематически. Самые буквальные совпадения это – статуя Гигеи, которая украшала египетский павильон. Можно домыслить, что поскольку павильон использовался как парадная столовая, то это было намеком на то, что тут следует соблюдать меры в питии и еде. Отсюда слово "гигиена"», – говорит директор музея-усадьбы «Останкино» Геннадий Вдовин.
 
Самая древняя работа, выполненная во втором веке до нашей эры неизвестным римским мастером, скульптура козы – одной из героинь античной мифологии, которая чаще всего играла роль не богини, а жертвы для богов. «Дерущиеся петухи» были приобретены Шереметьевым в 1787 году – это один из редких примеров анималистической барочной скульптуры. Также в экспозиции – бюсты Цицерона и Марка Аврелия, скульптуры героев древнегреческой мифологии. Все 126 предметов искусства из «Останкино» уместились в залах сравнительно небольшого Оперного дома и, главное, что визуально это выглядит эклектично, но гармонично.
 
 

Яндекс.Метрика