Висячая коллекция

Музей-усадьба Останкино хранит одну из крупнейших в России коллекцию осветительных приборов, в том числе потолочно-осветительных, большая часть из которых располагается в залах дворца на своих первоначальных местах, задуманных архитекторами и его владельцем - графом Николаем Петровичем Шереметевым. Формирование Останкинского собрания неразрывно связано с историей самой усадьбы. Основная и самая ценная часть коллекции была сформирована в период строительства дворца с 1792 по 1798 гг. Шереметев придавал освещению особое значение и закупал лучшие образцы русского, французского и английского производства. По версии историка А.В. Филиппова, приобретение для Останкина хрустальных люстр, фонарей и других осветительных приборов, весьма вероятно, создало на эти изделия моду в Москве. В пользу последнего говорит указ 1800 года, которым приказывается фабрикантам вырабатывать подвески для убора фонарей и паникадил для продажи в московских лавках, чтобы не последовало остановки и недостатка для публики. С 1803 по 1856 гг. обстановка дворцовых залов оставалась практически неизменной. Первая значительная смена осветительных приборов связана с подготовкой дворца к приезду в Останкино императора Александра II в 1856 году для его кратковременного пребывания перед коронацией. Интерьеры обновились в соответствии с главенствующей тогда модой и вкусом, а также пополнились наиболее ценными предметами из других домов Шереметевых. Так Египетский зал украсили четыре роскошные каскадные люстры, привнесшие свет и праздничную атмосферу благодаря большому размеру (более 2 метров каждая) и обилию хрустального убора. В 1875–1876 гг. при разделе имущества между братьями – графами Сергеем и Александром, приходящимися внуками основателю дворца Н.П. Шереметеву, часть потолочно-осветительных приборов была вывезена в разные имения, а их места заняли новые. В 1918 году дворец был национализирован, и собрание осветительных приборов вновь образованного музея пополнилась предметами из других владений Шереметевых, при этом часть из них была возвращена на свои исконные места. Осознавая всю ценность имеющейся коллекции, одной из первых музейных выставок стала выставка осветительных приборов 1928 года, где они впервые они были показаны целостным собранием в качестве самостоятельного вида декоративно-прикладного искусства. В настоящий момент коллекция музея насчитывает более 700 предметов, из них более 350 потолочных. Именно последним всегда отводится особая роль в интерьере. Являясь не только световым акцентом, но и значимой доминантой помещения, подвесные светильники организуют пространство вокруг себя. В типологии осветительных приборов, которая впервые была разработана и предложена научным сотрудником, директором музея-усадьбы Останкино К.А. Соловьевым в 1940-х годах, особое внимание также уделяется именно так называемым «висячим» предметам, составляющим ядро Останкинской коллекции. Настоящая виртуальная выставка позволяет последовательно продемонстрировать все основные разновидности «висячей» коллекции музея-усадьбы Останкино и проследить развитие стилевых особенностей сменяющихся эпох.

Яндекс.Метрика