Воссоздание интерьера в Гравюрной галерее дворца.

Информация о событии
  • Постоянная экспозиция
  • Среда-воскресенье, с 11-00 до 20-00.Касса работает до 19-00.Выходные-понедельник, вторник
  • Москва, 1-я Останкинская ул.,д5 Проезд: до станции метро "ВДНХ", "Алексеевская", тролл.№9,37,авт.№85 до остановки "Улица Королева". или от м. "ВДНХ" на трамваях №11, 17 до конечной останови.

Главной задачей в воссоздании интерьера отреставрированной Эстампной галереи стало возвращение ей того облика, а главное, назначения, которые были задуманы заказчиком и владельцем Останкинского дворца - графом Н.П.Шереметевым. Галерея, окончательная отделка которой завершилась в 1797 году, была предназначена для демонстрации его изысканного собирательского вкуса, так как в ней были размещены коллекции эстампов и фарфора, требующие вложения не только средств, но и широкого знаточеского кругозора.

Несмотря на то, что работы по реставрации интерьера еще окончательно не завершены, Эстампная галерея вновь готова к тому, чтобы войти в число экспозиционных залов.

Этот интерьер являет собой результат двадцатилетней работы реставраторов как над самой галереей, так и над предметами, которые составляли ее наполнение. В процессе работ были отреставрированы колонны и паркет, перетянута обивка стен и потолка, вычинены внутренние перегородки и перекрытие. Большая часть мебели, скульптуры, осветительных приборов были также отреставрированы, чтобы занять свое место в восстановленном интерьере.

Со времени своего возведения Останкинский дворец не раз переживал реконструкции, перестройки, а затем и реставрации. В 1856 году, к приезду Императора Александра II, была предпринята крупная перестройка, в ходе которой многие интерьеры изменили свое назначение. Эстампная галерея, разделенная на два помещения, стала Гостиной и Опочивальней Императрицы. С начала 1920-х годов следы пребывания в усадьбе Императора и Императрицы начали ликвидироваться. Эстампная галерея вновь была превращена в обширный зал нижней анфилады. Однако серьезные изменения температурно-влажностного режима в помещениях дворца, связанные с урбанизацией окружающего ландшафта, привели к столь значительному повреждению несущих конструкций и перекрытий, что к началу 1980 пришлось закрыть галерею для подготовки к серьезной комплексной реставрации.

Эстампная галерея, входящая в нижнюю анфиладу залов, по своему назначению и «настроению» отличается от залов верхней парадной анфилады. По замыслу Н.П. Шереметева гости, поднявшись по парадной лестнице, проходили к театру сквозь череду нарядных залов, светлых и богато украшенных - венцом ее является Картинная галерея, стены которой покрывают живописные полотна. Эта анфилада удивляла своей пышностью и нарядностью. Убранство Эстампной галереи, находящейся ровно под Картинной, носило иной характер – при подчеркнутой камерности оно отличалось затейливостью и «интеллектуальностью» благодаря множеству предметов, предназначавшихся для подробного и внимательного рассматривания - гравюр всех европейских школ и драгоценного западного и восточного фарфора, выставленного в горках и на столах.

Когда-то подобные гравюрные галереи были таким же популярным типом интерьера, как и картинные, однако со временем вышли из моды. Возможно, основной причиной стало то обстоятельство, что, в отличие от живописи, бумажная графика очень страдает от света и поэтому не выдерживает долгого экспонирования. Кроме того, изменился и сам принцип показа графики. В эпоху создания Останкинского дворца гравюры вставлялись в рамы без паспарту, а их поля, которые у нынешних коллекционеров считаются почти столь же важным элементом графического листа, как и само изображение, тогда выполняли исключительно подсобную роль – они были нужны, чтобы подогнать эстамп под размер рамы, поэтому их не щадили (подгибали или обрезали).

По этим причинам гравюры, являвшиеся основным украшением Эстампной галереи Останкинского дворца и ныне хранящиеся в музейной коллекции, сегодня не могут экспонироваться так, как это было при ее создании. Решить сложную проблему восстановления исторической развески удалось с помощью высококачественных копий подлинных гравюр, выполненных для музея специалистами Виртуального музея графики Grafika.ru с использованием новейших технологий. При этом удалось решить еще одну проблему – уберечь подлинники от воздействия повышенной влажности, характерной для нижнего этажа дворца.

Таким образом, сегодня для зрителей открыто полностью все левое крыло дворца, ведущее к театру, который принимает гостей традиционного летнего фестиваля «Шереметевские сезоны». И как прежде, перед спектаклем их ждет зрелище великолепного убранства Останкинского дворца, неизменно вызывающего восхищение вкусом и знаниями его создателей и хранителей. 

Карта

Яндекс.Метрика