Знакомцы давние.
Знакомцы давние.
10 Августа 2012 г. - 30 Ноября 2012 г.
Государственный музей А.С. Пушкина
Монографическая выставка известного русского живописца
к 200-летию Н.Н. Пушкиной-Ланской (Гончаровой) и 190-летию художника
45 портретов из 14 музеев России и частных собраний!
Выставка, подготовленная Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с Мордовским республиканским музеем им. С.Д. Эрьзи (г. Саранск) и при участии московских, петербургских и региональных музеев, представляет портретные работы выдающегося художника Ивана Кузьмича Макарова (1822-1897), мастера русской академической живописи второй половины XIX века.
Еще при жизни Иван Макаров имел многочисленных почитателей. Современники считали его достойным продолжателем традиций Карла Брюллова. Особенную известность художник получил в области парадного портретного искусства. Кисти И.Макрова принадлежат более 200 портретных работ, в том числе членов семей императоров Александра II и Александра III. К сожалению, местонахождение части художественного наследия художника считается на сегодняшний день неизвестным. Например, в ВОВ были утрачены портреты из дворцов Царского Села и Гатчины (об утраченных работах выставка рассказывает на основе их воспроизведений в каталогах прошлых выставок и сохранившихся изображениях дворцовых и усадебных).
Более чем за 100 последних лет было проведено лишь две монографические выставки Ивана Макарова: в 1927 году – в Ленинграде и в 1972 году – в Саранске. Настоящая выставка в Государственном музее А.С. Пушкина (сначала, в августе – сентябре 2012 года, она демонстрировалась в Саранске на родине художника) продолжила традицию. Она не только помогает составить более целостное представление о творчестве И. Макарова, но и рассказывает о том новом, что было сделано в изучении и атрибуции его работ.
В выставке участвуют 14 музеев России, в том числе Русский, Исторический, Третьяковская галерея, Всероссийский музей А.С. Пушкина (С-Петербург), Государственный литературный музей и др. Хронологически выставка в музее А.С. Пушкина охватывает все периоды творчества художника: от ранних работ 1840-х годов, включая один из первых его автопортретов, до произведений 1880-х годов.
В экспозиции представлены 45 оригинальных портретов представителей русского дворянства. Среди них – Шереметевы, Долгоруковы, Тютчевы, Олсуфьевы, Барятинские и др. Ведущее место на выставке отведено женским и детским камерным портретам, которые художник писал охотнее всего. «Поклонение, благоговение художника перед красотой и нравственным совершенством женщины» читается во многих его произведениях.
Особое место в экспозиции занимают портреты близких А.С. Пушкина – его жены (в бытность уже второго замужества за П.П. Ланским) и детей Марии, Григория, Натальи. Кисти И.К. Макарова принадлежала целая галерея семейных портретов Пушкиных–Ланских–Араповых.
Объединение на выставке двух имен – Ивана Макарова и Натальи Николаевны Пушкиной не случайно. Их знакомство произошло в послепушкинскую эпоху, в 1849 году, когда Наталья Николаевна была уже замужем за генералом П.П. Ланским. У начинающего художника сложились дружеские отношения с семьей Ланских. В Наталье Николаевне он увидел женщину удивительной красоты и обаяния. Работая в ту пору над портретами ее дочерей – Марии и Натальи Пушкиных, Макаров предложил написать и ее портрет. Сегодня этот знаменитый, первый макаровский портрет Натальи Николаевны, вдохновленный, возможно, пушкинским стихотворением «Мадонна» и созвучный рисунку поэта на рукописи «Медного всадника», хранится в Москве в Государственном музее А.С. Пушкина. Его всегда можно увидеть в экспозиции Мемориальной квартиры А.С. Пушкина, в тех самых комнатах, где молодожены Пушкины провели свои первые счастливые месяцы семейной жизни (на время выставки оригинальный портрет временно перемещен на Пречистенку).
В коллекции музея хранится еще один замечательный портрет Натальи Николаевны, посмертный. Предположительно, он был выполнен Макаровым после 1863 года, по редкому фотопортрету работы Г.И. Деньера (фотография была заказана для альбома «Фотографии членов дома Романовых, свиты и придворных», хранящегося ныне в Государственном Эрмитаже). Именно об этом портрете Натальи Николаевны вспоминала ее внучка Е.Н. Бибикова: «Она всегда была грустная, одетая в черные с белыми воротничками и манжетами платья и кружевной косынкой на голове, как она изображена на своем портрете кисти Макарова». Аскетичный этот наряд был характерен для Натальи Николаевны в последние годы жизни. Несмотря на второе, весьма счастливое замужество, Наталья Николаевна искренне скорбела и до конца дней хранила память о первом муже, великом поэте, погибшем на дуэли, защищая ее честь…Портрет был найден в одном из московских художественных салонов как «Портрет неизвестной дамы в черном. Неизвестного художника 2-я пол. XIX в.». Можно представить эмоции сотрудников музея А.С. Пушкина, сразу узнавших знакомый образ…
Великолепные портреты дочерей Пушкина – Марии и Натальи (именно те, что писал Макаров в 1849 году по заказу Натальи Николаевны) предоставил на выставку в Москве Всероссийский музей А.С. Пушкина (С-Петербург). А музей Л.Н Толстого обогатил экспозицию поздним портретом старшей дочери Пушкина, написанным Макаровым уже в 1860-х годах, где она уже Мария Александровна Гартунг. Именно такой впервые увидел дочь поэта Л.Н. Толстой и запечатлел ее черты в облике своей героини Анны Карениной.
На выставке экспонируется немало детских портретов. И это не случайно. Художник любил и умел писать детей. Нежный и заботливый отец многочисленного семейства, по природе своей человек искренний и непосредственный, он без труда находил с ними общий язык во время сеансов. Среди этих работ можно отметить замечательные портреты детей княжеских фамилий Шереметевых, Барятинских, Долгоруковых. В том числе, из собрания Государственного музея А.С. Пушкина экспонируется портрет старшей внучки поэта, Натальи Михайловны Дубельт, дочери Н.А. Пушкиной и М.Л. Дубельта.