«Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII – начала XIX века». Из коллекции Музея-усадьбы Останкино

Информация о событии
  • Постоянная экспозиция
  • В летний период года (с 1 апреля по 29 сентября)Вторник-пятница, воскресенье: с 10 до 18 часовСуббота: с 11 до 19 часовВ зимний период (с 30 сентября по 30 марта)Вторник-воскресенье: с 1
  • Усадьба Люблино. Театральная школа
  • Москва, ул. Летняя, д. 1, корп. 1 Проезд: На метро вы едете до станции «Волжская» Люблинской линии (первый вагон из центра). По подземному переходу следуете до первого выхода на Краснодонскую улицу. Повернув направо, двигаетесь по этой улице к мосту, пересекаете Люблинский пруд и сразу по диагональной асфальтовой тропинке выходите на улицу Летняя, по которой идете прямо до здания Театральной школы. По железной дороге от Курского вокзала вы добираетесь до станции «Люблино», переходите через железнодорожный мост и выходите к Люблинской улице. Пересекаете ее по пешеходному переходу и оказываетесь на улице Тихая. Следуете до входа в парк и идете по главной аллее до здания Театральной школы. На автомобильном транспорте – заезд с Ейской улицы до шлагбаума. Рядом, справа, находится бесплатная охраняемая стоянка. Вы оставляете автомобиль и идете до здания Театральной школы пешком.

ОРГАНИЗАТОРЫ И УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ: Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино», Московский музей-усадьба Останкино, Галерея «Три Века», КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ: И.К.Ефремова, кандидат искусствоведения Подмосковная усадьба Люблино, входящая в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника, некогда принадлежала Николаю Алексеевичу Дурасову, оригиналу и хлебосолу, известному богатею, славившемуся на всю Москву своим необыкновенным гостеприимством. Его великолепный усадебный дом, построенный с дворцовым размахом, был возведен в 1806 году по проекту архитекторов И. В. Еготова и Р. Р. Казакова – учеников В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Усадьба интересна не только своим оригинальным и хорошо сохранившимся домом-дворцом, но и отдельно расположенными зданиями Театра и Театральной школы. Включение в архитектурный комплекс усадьбы здания Театральной школы – явление уникальное для России. Судя по первым чертежам 1810 года, в композицию школы входили два отдельно стоявших одинаковых флигеля, соединенных между собой двойной колоннадой. Фасады флигелей были выполнены в характерном для начала XIX века классическом стиле. В их оформлении использовались те же приемы, что и в архитектурном решении дворца – тройные венецианские окна с полуциркульным завершением над ними во втором этаже и с акцентами в виде сдвоенных пилястр в нижнем этаже. Фасады обоих флигелей были украшены рельефами с изображением «танцующих фигур». Двойная колоннада, соединяющая два флигеля, вторит архитектурному решению главного дома. Таким образом, здание гармонично вписывается в общий ансамбль усадьбы, являясь важнейшей составной частью архитектурного и садово-паркового ансамбля Люблина. Расположенное близко к главному дому здание школы начинает ряд построек, выровненных в линию въездной аллеи в усадьбу. Школа, помимо своего прямого назначения, использовалась и как жилое помещение для крепостных актеров Н. А. Дурасова, в ней располагались также театральные гримировочные. В люблинском имении музыка и театральные представления сопровождали все усадебные празднества. Оркестры Н. А. Дурасова и В. А. Всеволожского считались лучшими в Москве. Люблинский театр был не менее знаменит, чем усадебные театры в Кускове, Останкине и соседних Кузьминках. Труппа Н. А.Дурасова включала более сотни крепостных. Театром руководил замечательный актер и писатель П. А. Плавильщиков, благодаря которому мастерство люблинских артистов достигало высочайшего уровня. Впоследствии многие из них, получив вольную, переходили на сцену императорских театров Москвы и Петербурга. В 2010–2014 годах было отреставрировано историческое здание Театральной школы. К сожалению, в настоящее время мы располагаем весьма незначительным материалом по истории крепостного театра Н.А.Дурасова, и малого того, сведения о самом владельце скудны. Поэтому организованный в здании правого флигеля выставочный проект «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII – начала XIX века» основывается главным образом на подлинных иконографических, графических, живописных, печатных, исторических и мемориальных памятниках из фондов Музея-усадьбы Останкино. Сохранившийся в Музее-усадьбе Останкино богатый иконографический материал по истории одного из наиболее прогрессивных и совершенных крепостных театров России – театра графов Шереметевых (а также отдельных предметов театрального реквизита театра С. С. Апраксина в усадьбе Ольгово) позволяет создать некий собирательный образ крепостных театров Москвы и Подмосковья. Организаторы проекта попытались показать те невидимые постороннему наблюдателю процессы, которые всегда предшествовали в усадьбе всякому великолепному действу и грандиозному представлению. Экспозиция основывается на письменных источниках и графическом материале, касающихся устройства и организации театров Шереметевых, партитурах, рукописных и печатных нотах, музыкальных инструментах и книгах по театральной тематике, эскизах театральных декораций и костюмов, аксессуаров моды. Особенно это относится к такому емкому в стилевом и игровом отношении аксессуару театрального костюма, как веер и его разновидности в форме ручного экрана. На его картонных щитках, согласно традиции XVIII века, изображались театральные персонажи, фрагменты партитур или текстов театральных постановок. Немаловажная роль отводится и подлинным предметам мебели русского классицизма и аксессуарам моды из фондов Музея усадьбы Останкино и Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское–Измайлово–Лефортово–Люблино. Они не только удачно «прижились» в небольших служебных интерьерах Театральной школы, но и способствуют созданию атмосферы особой достоверности экспозиции, показывающей образ жизни и деятельности крепостных актеров.

Карта

Яндекс.Метрика