«Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII – начала XIX века». Из коллекции Музея-усадьбы Останкино
ОРГАНИЗАТОРЫ И УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ: Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино», Московский музей-усадьба Останкино, Галерея «Три Века», КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ: И.К.Ефремова, кандидат искусствоведения Подмосковная усадьба Люблино, входящая в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника, некогда принадлежала Николаю Алексеевичу Дурасову, оригиналу и хлебосолу, известному богатею, славившемуся на всю Москву своим необыкновенным гостеприимством. Его великолепный усадебный дом, построенный с дворцовым размахом, был возведен в 1806 году по проекту архитекторов И. В. Еготова и Р. Р. Казакова – учеников В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Усадьба интересна не только своим оригинальным и хорошо сохранившимся домом-дворцом, но и отдельно расположенными зданиями Театра и Театральной школы. Включение в архитектурный комплекс усадьбы здания Театральной школы – явление уникальное для России. Судя по первым чертежам 1810 года, в композицию школы входили два отдельно стоявших одинаковых флигеля, соединенных между собой двойной колоннадой. Фасады флигелей были выполнены в характерном для начала XIX века классическом стиле. В их оформлении использовались те же приемы, что и в архитектурном решении дворца – тройные венецианские окна с полуциркульным завершением над ними во втором этаже и с акцентами в виде сдвоенных пилястр в нижнем этаже. Фасады обоих флигелей были украшены рельефами с изображением «танцующих фигур». Двойная колоннада, соединяющая два флигеля, вторит архитектурному решению главного дома. Таким образом, здание гармонично вписывается в общий ансамбль усадьбы, являясь важнейшей составной частью архитектурного и садово-паркового ансамбля Люблина. Расположенное близко к главному дому здание школы начинает ряд построек, выровненных в линию въездной аллеи в усадьбу. Школа, помимо своего прямого назначения, использовалась и как жилое помещение для крепостных актеров Н. А. Дурасова, в ней располагались также театральные гримировочные. В люблинском имении музыка и театральные представления сопровождали все усадебные празднества. Оркестры Н. А. Дурасова и В. А. Всеволожского считались лучшими в Москве. Люблинский театр был не менее знаменит, чем усадебные театры в Кускове, Останкине и соседних Кузьминках. Труппа Н. А.Дурасова включала более сотни крепостных. Театром руководил замечательный актер и писатель П. А. Плавильщиков, благодаря которому мастерство люблинских артистов достигало высочайшего уровня. Впоследствии многие из них, получив вольную, переходили на сцену императорских театров Москвы и Петербурга. В 2010–2014 годах было отреставрировано историческое здание Театральной школы. К сожалению, в настоящее время мы располагаем весьма незначительным материалом по истории крепостного театра Н.А.Дурасова, и малого того, сведения о самом владельце скудны. Поэтому организованный в здании правого флигеля выставочный проект «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII – начала XIX века» основывается главным образом на подлинных иконографических, графических, живописных, печатных, исторических и мемориальных памятниках из фондов Музея-усадьбы Останкино. Сохранившийся в Музее-усадьбе Останкино богатый иконографический материал по истории одного из наиболее прогрессивных и совершенных крепостных театров России – театра графов Шереметевых (а также отдельных предметов театрального реквизита театра С. С. Апраксина в усадьбе Ольгово) позволяет создать некий собирательный образ крепостных театров Москвы и Подмосковья. Организаторы проекта попытались показать те невидимые постороннему наблюдателю процессы, которые всегда предшествовали в усадьбе всякому великолепному действу и грандиозному представлению. Экспозиция основывается на письменных источниках и графическом материале, касающихся устройства и организации театров Шереметевых, партитурах, рукописных и печатных нотах, музыкальных инструментах и книгах по театральной тематике, эскизах театральных декораций и костюмов, аксессуаров моды. Особенно это относится к такому емкому в стилевом и игровом отношении аксессуару театрального костюма, как веер и его разновидности в форме ручного экрана. На его картонных щитках, согласно традиции XVIII века, изображались театральные персонажи, фрагменты партитур или текстов театральных постановок. Немаловажная роль отводится и подлинным предметам мебели русского классицизма и аксессуарам моды из фондов Музея усадьбы Останкино и Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское–Измайлово–Лефортово–Люблино. Они не только удачно «прижились» в небольших служебных интерьерах Театральной школы, но и способствуют созданию атмосферы особой достоверности экспозиции, показывающей образ жизни и деятельности крепостных актеров.