«Малиновый звон» в Останкине


Коллекции музея-усадьбы Останкино настолько разнообразны, что могут похвастаться не только предметами усадебного быта, но и уникальными атрибутами церковного обихода. Примером этому являются колокола на колокольне церкви Живоначальной Троицы в Останкине. Храм был возведен к 1692 году князьями Черкасскими, в то время владевшими усадьбой. В конце XVIII века, после постройки главного дома-театра следующим владельцем - графом Николаем Петровичем Шереметевым, один из приделов храма (Тихвинской Божьей Матери) использовали как «домовую» церковь. Сам же храм был рассчитан на праздничные, многолюдные и торжественные службы. О начале богослужений возвещали колокола. Голос одного из них с XVIII века разносится над Останкиным, сохраняя традицию до сегодняшнего дня. Этот самый большой, центральный колокол отлит Константином Михайловичем Слизовым, чьё производство располагалось в Панкратьевской слободе, между улицами, сохранившими своё название: Сретенкой и Мясницкой. К.М. Слизов был основателем фабрики, которая впоследствии стала самой большой в России . Колокола его работы находились во многих московских храмах. В настоящее время известно лишь об одном действующем колоколе, который висит на колокольне церкви Живоначальной Троицы в Останкино. Он датируется 1755 годом. Впервые колокол, с указанием веса, зафиксирован в Описи церковного имущества за 1776 год . Можно предположить, что его отливку заказали ко дню завершения строительных работ и отделки колокольни. Двухъярусная, со шпилем, в стиле ампир, она стала частью единого архитектурного ансамбля с церковью Живоначальной Троицы. Этот колокол единственный, сохранившийся до ремонтно-реставрационных работ храмового комплекса в 1877 – 1878 годах. По проекту архитекторов А.К. Серебрякова и Н.В. Султанова завершение колокольни со шпилем заменили шатровым с куполом. В фондах музея-усадьбы Останкино имеется детальный чертёж колокольни, где можно различить даже подпись, отлитую на колоколе. Три колокола в коллекции музея относятся к знаменитому московскому производству Самгиных. Колокольная фабрика Самгиных была одной из ведущих и известных в Москве с 1783 года. Им делали заказы самые крупные монастыри и церкви не только Москвы, но и всей России. Первым владельцем был Николай Афанасьевич Самгин, с 1872 года его внук - Андрей Дмитриевич Самгин. В собрании музея имеется колокол его фабрики. Вероятно, он был заказан для вновь отреставрированной в 1877-1878 годах колокольни церкви Живоначальной Троицы. Ещё два колокола относятся к этому же производству, преобразованному в конце ХIХ века в «Товарищество братьев Самгиных». Колокололитейный завод Анны Петровны Зенкович представлен в собрании музея тремя колоколами. В конце XVIII века завод принадлежал купцу Михаилу Ефимовичу Астраханцеву, первому мужу Анны Петровны. Переулок в Мещанской слободе, где располагалось колокольное производство, назван по их фамилии и до сегодняшнего дня сохранил своё название – Астраханский. Он находится недалеко от Проспекта Мира. После смерти мужа Анна Петровна стала женой отставного майора Ивана Францевича Зенковича. Колокола с подписью «Зенкович», отливавшиеся в 1840-50-х годах, сохранились в нашем собрании. На сегодняшний день определить, они ли были на останкинской колокольне до ремонтно-реставрационных работ 1877 – 1878 годов, пока не представляется возможным. В Описи церковного имущества 1813-1825 года зафиксирован вес трёх колоколов, который не совпадает с весом имеющихся. Про остальные сказано: «… а в последних пяти вес неизвестен» . Сохраняя традиции, колокольный звон разносится над окрестностями Останкина каждый день. Сейчас район сильно преобразился по сравнению с фотографиями начала ХХ века. Пруд перед дворцом окаймлён гранитной плиткой, по 1-ой Останкинской улице идёт оживлённое автомобильное движение. Напротив колокольни возвышается Останкинская телебашня. Надо отметить, что развитие технологического процесса добралось и до самой колокольни церкви Живоначальной Троицы. Теперь к колоколам подведена система электронного звонаря. Благодаря этому они отбивают время каждые 15 минут. Прогуливаясь около дворцового пруда, жители Москвы и гости столицы могу каждый день слышать благовест колокола мастера К.М. Слизова, и насладиться праздничным трезвоном прославленных колоколов в дни больших церковных торжеств. Автор выставки и хранитель фонда Мария Александровна Жохова выражает личную благодарность за помощь в атрибуции рельефных икон на колоколе Рз-139 ММУО КП-8649 Валерию Николаевичу Широкову (хранитель фондов отдела древнерусского искусства ГТГ)

Яндекс.Метрика