«В мундирах выпушки, погончики, петлички...»


В фондах коллекции литографии Московского музея-усадьбы Останкино хранится немало изображений русского военного костюма 18-19 веков. Самые ценные из них - листы из первого тиража иллюстраций к многотомному изданию под редакцией А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», отпечатанные в 1861 г. парижской литографской мастерской Лемерсье. (Над рисунками работала группа художников под руководством известного художника-баталиста К.К. Пиратского). Литографии отпечатаны на дорогой «китайской» бумаге и виртуозно раскрашены от руки акварелью, а позолоченные и посеребренные детали униформы выполнены твореным золотом и серебром. Предназначенные первоначально быть скромными иллюстрациями к справочному изданию, эти листы стали настоящими шедеврами искусства литографии. Как известно, каждый русский император, вступая на престол, считал своим долгом внести в форменную одежду свои поправки. Особенное внимание этому вопросу уделял Николай I, ставший императором неожиданно для себя после внезапной смерти Александра I и отречения от престола его официального наследника Константина Павловича. Будучи третьим из братьев, Николай не готовился своими воспитателями к этой роли, хотя получил серьезное военное образование. До воцарения он командовал гвардейской бригадой, затем дивизией, занимал должность инспектора инженерной части. Однако во все время своего царствования основное внимание Николай I уделял не техническому оснащению армии и не ее боевой выучке, а красоте военной формы.

Яндекс.Метрика