МЕНЮ
Анатомические таблицы, в которых кратко объясняется структура и функционирование человеческого тела и всех его частей. Амстердам: Янссон и Вайсберг, 1734 ММУО.
ИСТОРИЯ АНАТОМИЧЕСКИХ ВЕНЕР

В век Просвещения все области естественных наук были под пристальным вниманием пытливых умов исследователей, желавших досконально узнать всё обо всём. Особенно учёных интересовал человеческий организм и его сложное устройство. Ещё в XV–XVI века в Европе появились анатомические театры, где перед охотливой до зрелищ публикой вскрывали человеческие трупы. Так как существовали религиозные запреты на расчленение мёртвого тела, на публичных вскрытиях использовали трупы преступников, что как бы оправдывалось их греховностью. Иногда в приговоре указывалось, что дополнительным наказанием после казни будет вскрытие тела. «Спектакль» в анатомическом театре сопровождала музыка, а в зале распылялись духи и горели свечи. Главным действующим лицом был прелектор, облачённый в парадную одежду. Процедура вскрытия, больше похожая на спектакль, имела цель просвещать зрителей и напоминать о быстротечности жизни - идее, популярной в эпоху барокко. В театральном зале не только публично вскрывали трупы, а также размешали экспонаты, как в музее, читали лекции и дискутировали.

Новой вехой показа и изучения человеческого тела стало появление в конце XVII века искусственной анатомии. Она возникла в качестве специализированной отрасли медицины, позволив без вскрытия трупов обучать врачей. Изготовление точных копий внутренних органов из воска, кости, глины и дерева решало множество проблем: существовали различные законодательные ограничения на вскрытие покойников, отсутствовали холодильники для хранения, и ощущалась явная нехватка трупов, особенно беременных женщин. Вплоть до XVIII века деторождение считалось «естественным событием, неподвластным медикам», и у врачей было крайне «туманное и поверхностное представление об анатомии женских органов и о физиологии родов», поэтому тема деторождения вызывала особый интерес.

Первые восковые модели, предназначавшиеся для акушеров и студентов-медиков, воспроизводили лишь репродуктивные органы и этапы развития зародыша. С их помощью демонстрировалось разное положение младенца и возможные осложнения во время родов.

Искусство акушерства Ж.-Л. Боделока, профессора школы здоровья в Париже и Брюсселе. Париж, 1796 ММУО
Следующим шагом стало изготовление женского организма в натуральную величину, демонстрирующего расположение всех внутренних органов. Такие восковые модели назывались анатомическими Венерами. Они получили своё имя по ассоциации с древнегреческой богиней Венерой, олицетворяющей любовь, красоту и плодородие. Их торс имел съёмную панель, за которой послойно располагались внутренние органы. В нижнем слое была матка с откидывающийся стенкой, где находился развивающийся плод. Считается, что первая анатомическая Венера была создана именно вынашивающей ребёнка, что впоследствии стало обязательным элементом для женских моделей. Эти Венеры являются одними из первых искусственных анатомических моделей в мировой истории. Появление Анатомических Венер произошло в период, когда гинекология получила статус официальной дисциплины в медицинских школах. Они стали знаковым явлением в развитии этой науки. Характерно, что модели, изготовленные для учебных целей, почти сразу (в начале XVIII столетия) приобрели популярность у широкой публики. Их демонстрировали на выставках, имевших такое же образовательное значение, как и анатомические театры. Строение мужского организма показывалось на восковых Адонисах, названных честь возлюбленного Венеры. Известны мужские модели, предназначенные для демонстрации строения мускулатуры. В отличие от женских фигур, мужские чаще использовались по прямому назначению - в качестве наглядного пособия для медиков, так как не имели успеха среди публики.

Историю изготовления анатомических Венер можно разделить на три этапа или три поколения.

Появление понятия «искусственная анатомия» напрямую связано с деятельностью итальянского скульптора по воску Гаэтано Джулио Зумбо (Gaetano Giulio Zumbo,1656–1701) и французского хирурга и профессора анатомии Гийома Десну (Guillaume Desnoues, около 1650–1735). Они выполнили ряд анатомических моделей, в том числе Венеру, представленную публике в 1711 году во французской Академии наук. Она не сохранилась до нашего времени, как и другие Венеры Десну. К первым авторам женских анатомических фигур также можно отнести британского анатома Абраама Шове (Abraham Chovet 1704–1790). Его модель 1733 года также предназначалась в качестве наглядного пособия: он использовал её на своих лекциях по анатомии в Лондоне. Сама модель не дошла до наших дней, но сохранилась брошюра выставки с подробным описанием фигуры: «Она главным образом рассчитана на то, чтобы продемонстрировать кровообращение, работу сердца, легких и питание ребенка, которые должны вскрываться при жизни, поскольку все эти важные функции не выполняются в мертвом теле. Высшее варварство и жестокость, если бы это когда-либо показывалось на живом человеческом теле. Её фигура представляет собой женщину, которая восемь месяцев вынашивала ребенка, прикованную цепью к столу, чтобы вскрыть ее заживо, а именно две основные полости: верхнюю и нижнюю часть тела, которые отделены друг от друга диафрагмой». Несмотря на жестокую эпатажность модели, её приобрёл Музей анатомии и редкостей Бенджамина Рэкстроу, который демонстрировал Венеру Шове вплоть до закрытия в 1798 году.
I Восковая анатомическая модель. Мастерская Клементе Сузини. Конец XVIII века.

Медицинский университет Вены (Josephinum)
Ко второму поколению женских анатомических моделей можно отнести работы Клемента Микеланджело Сузини (Clemente Michelangelo Susini1754–1814). Он трудился в анатомической лаборатории Ла Спекола (La Specola) при Музее естественной истории Университета Флоренции с конца XVIII века. Его Венеры отличались эстетичностью и утончённостью. Они были не хладными трупами, препарированными для показа, а прекрасными юными женщинами, томно выгнувшими спину и полузакрыв глаза, лежащими на шёлковых простынях и подушках. Их натуральные волосы струились по плечам, а шею украшала нитка жемчуга. Несмотря на художественную составляющую восковых скульптур, их основная задача оставалась служить медикам в качестве наглядных пособий. Чтобы создать этих Венер, находящихся на грани науки и искусства, потребовалось сделать слепки органов примерно с 200 трупов. На фигуры Сузини сразу возник большой спрос: их приобретали в частные собрания состоятельные коллекционеры, интересовавшиеся естественными науками и общественные музеи в Кальяри, Болонье, Пизе, Павии, Модене, Будапеште, Лейдене, Монпелье и Вене. На сегодняшний день Венеры его работы хранятся в собраниях научного музея Ла Спекола во Флоренции, в коллекции Йозефинум (Josephinum)- Медицинского университета Вены, основанном в 1785 году императором Иосифом II, и в Палаццо Поджи (Palazzo Poggi), где сегодня располагается музей Болонского университета.
Восковая анатомическая модель. Мастерская Клементе Сузини. Конец XVIII века. Музеи «Ла Спекола». Флоренция

Венеры Сузини изменили сам контекст показа анатомии от драматизма рассечённых трупов к эстетике и спокойствию. Они предоставляют анатомам возможность изучать себя, что отличает их от первого поколения моделей, которые были прикованы к столу и сопротивлялись расчленению. Это серьёзное различие показывает, как изменилась методы пробуждения интереса к науке, насколько лучше стало отношение к медицине (в частности, гинекологии). В них воплощается идея о женском теле, как покорном и находящем новые удовольствия в материнской роли.
Третье поколение Венер находилось на грани эпатажа зрителя и популяризации знаний. Это обусловлено временем их создания и местом для показа. Одна из таких моделей входила в коллекцию Пьера Шпицнера (Pierre Spitzner 1833-1895(?)). У него был анатомический музей в Париже, где выставлялись модели, изготовленные преимущественно во второй половине XIX века. После пожара в музейном здании, ему пришлось показывать коллекцию на передвижных ярмарках. Ярмарочная специфика изменила восприятие анатомических экспонатов с познавательного на развлекательный. Сохранившаяся Венера из шпицнеровской коллекции представлена в момент родов, которые происходят через кесарево сечение. Этот редкий пример «хирургической Венеры» наглядно демонстрирует инновационный метод в гинекологии. Примечательно, как скульптор представил хирургов, выполняющих операцию: здесь присутствуют только руки с инструментами и губками. Эта Венера сильно отличается от своих предшественниц: она одета в сорочку – что впервые встречается у анатомических женских моделей. Ещё одной особенностью было то, что её экспонировали вертикально. Постепенно наука накапливала всё больше знаний о гинекологии, на этом фоне показ анатомических моделей перестал вызывать живой интерес, а проведение подобных выставок на ярмарках снизило их научный уровень. Последний раз шпицнеровскую Венеру выставляли в 1932 году в Брюсселе. К этому времени в глазах зрителей модель утратила своё просветительское предназначение как источник получение знаний по анатомии.

Восковая анатомическая модель. Мастерская Клементе Сузини. Конец XVIII века. Музей Палаццо Поджи. Болонья
Сегодня изменилось само отношение к анатомии. Благодаря технологиям и углубленному изучению человеческого тела современные анатомические модели не вызывают у широкой аудитории такого интереса, как в предшествующие столетия. Человек XXI века чётко разделяет области науки и искусства, а модели, изготовляющиеся из современных материалов, пластиков и силиконов, не рассматриваются как художественные произведения. Они используются исключительно в качестве наглядных пособий для медиков.
Анатомическая Венера из коллекции Шпицнера 1860-ых годов. Фото из книги "Анатомическая Венера "Джоанны Эбенштейн. Издательство Thames & Hudson. 2016