МЕНЮ

Останкинская Венерина. Западная Европа. Вторая половина XVIII века
ОСТАНКИНСКАЯ ВЕНЕРИНА

Усадьба Останкино расположена на севере Москвы, и из центра сюда можно добраться за 30 минут, но в XVIII веке эта местность была далёким подмосковным имением, принадлежавшим графам Шереметевым.

Шереметевы были богатейшими аристократами в России с XVII до начала ХХ века. Хорошо образованный и перенявший европейский образ жизни фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1652-1719) заслужил всевозможные награды и почести от императора Петра I, стал первым в Российской империи, кто получил наследственный титул графа. На берегу реки Фонтанки в Петербурге при нём был возведён каменный дворец, ставший столичной резиденции графов Шереметевых. Его сын Пётр Борисович Шереметев (1713-1788) начал службу при Петре, дослужился до обер-камергера при Петре III, пожалован орденами св. Андрея Первозванного, св. Александра Невского, св. Анны и польского Белого Орла. После женитьбы на княжне Варваре Алексеевне Черкасской (1711–1767) стал владельцем крупнейшего в России помещичьего хозяйства. Уйдя в отставку с придворной службы, он занялся благоустройством своей любимой усадьбы Кусково, где по моде века Просвещения коллекционировал предметы науки и искусства. Их сын Николай Петрович Шереметев(1751-1809), театрал, известный своей любовью к искусству и музыке, построил в своём подмосковном имении Останкино театральное здание, где поместил часть коллекций.

На протяжении истории существования усадьбы Останкино (с завершения строительства в 1796 году) так складывались обстоятельства, что сегодня некоторые факты можно считать чудом наяву. Подтверждением этому служит то, что в настоящий момент в коллекции музея-усадьбы Останкино, расположенного в сохранившемся деревянном здании конца XVIII века, находится уникальный для музейного собрания России экспонат – анатомическая восковая Венера.

Останкинская Венерина. Фотография первой половины ХХ века
«…статуя женщины лежащая с показанием полной анатомии, в оклеенном красным деревом ящике на розовом атласном тюфяке с подушкою голубого атласа под крышей фонарём, составленной из пяти стёкол». Это описание восковой анатомической модели из Описи имущества усадьбы 1802 года. Сюда её перевёз Николай Петрович Шереметев во время создания усадебных интерьеров в 1790-х годах. Ранее восковая персона находилась в библиотеке Большого дома в Кусково, о чем также свидетельствует опись имущества: «…женщина вощеная спящая на пуховичке тафтяном малиновом». Она была не единственной восковой анатомической моделью в коллекции. Там же в библиотеке зафиксирована еще «одна группа вощеная сидячая на деревянном поддоне в стеклянном футляре". Эти восковые персоны ранее упоминались в описи интерьера «Кунсткамеры» в Фонтанном доме.

«…статуя женщины лежащая с показанием полной анатомии, в оклеенном красным деревом ящике на розовом атласном тюфяке с подушкою голубого атласа под крышей фонарём, составленной из пяти стёкол».
— Описание восковой анатомической модели из Описи имущества усадьбы 1802 года
Останкинская Венерина. Западная Европа. Вторая половина XVIII века
Останкинскую Венеру можно отнести ко второму поколению моделей: она лежит на шёлковом тюфячке, под головой у неё валик, набитый конским волосом. У фигуры есть собственная витрина со стеклянным куполом. Как и Венеры Сузини, останкинская восковая модель имеет съёмную крышку, за которой послойно снимаются внутренние органы. В силу разных причин, не все они сохранились, в том числе плод в матке.

Отличие останкинской модели от европейских аналогов того же времени в подаче самого образа: она лежит в расслабленной позе, подогнув ногу. Её глаза открыты и смотрят на зрителя. Венера спокойно созерцает всё вокруг, одновременно давая зрителю разглядеть себя. У неё нет выраженного эротизма, переданного через выгнутую поясницу и полуприкрытые глаза. Сравнивая её с работами мастерской Клемента Микеланджело Сузини, стоит отметить общее упрощение образа, более спокойную эмоциональную подачу фигуры. Венерина меньше человеческого роста – около 70 сантиметров. Известно, что уменьшенные восковые модели изготовлялись для демонстрации на выставках и продажи в частные коллекции. Фигура выполнена скульптором-профессионалом с высоким уровнем мастерства. Её ближайшим аналогом в изобразительном искусстве является «Венера Урбино» (около 1538) работы Тициана (Галерея Уффици, Флоренция).
Тициан. Венера Урбино (около 1538) Галерея Уффици, Флоренця).
Интересен тот факт, что Венерина была не единственным анатомическим экспонатом в останкинском собрании. Вместе с ней в коллекции находились костяные модели глаза и уха. Сохранившиеся упоминания о присутствии анатомических экспонатов и то, что в книжном собрании Шереметевых имелись издания по анатомии и медицине, говорит о личных интересах к этой теме в русле общей моды на получение знаний в области естественных наук. Подобные предметы не вызывали той смеси чувств удивления, оторопи, брезгливости и любопытства, что испытывает современный человек, глядя на изображение внутреннего строения организма. Такие образы появлялись довольно часто в повседневной жизни человека Просвещения и поэтому не шокировали. Этим объясняется экспонирование модели рядом с эстампами и фарфором, выставленными в парадном интерьере Гравюрной галереи дворца.

Останкинская восковая анатомическая модель уже не одно столетие находится в усадьбе, и за это время у неё появилась своя интересная история. Хранители музейных коллекций этот экспонат всегда называли Венерина – таким трогательным производным именем от Венеры было принято называть подобные модели на заре их появления. Венерина не всегда располагалась в парадных интерьерах усадьбы. В воспоминаниях Сергея Дмитриевича Шереметева (внука Николая Петровича Шереметева, основателя усадьбы Останкино) 1890-х годов есть упоминание о ней: «Странно было чувствовать себя обитателем этого старого дома, с бесконечным числом комнат, в которых нигде не было жилья, но и любопытно было изучать его подробности, пробираться во все его закоулки и тайники, а таковых в нем было не мало. Я помню удивление, когда мы в одном из них наткнулись на спрятанную восковую фигуру женщины почти во весь рост». Здесь стоит отметить, что, несмотря на ценность и редкость этого экспоната, фигура долгое время хранилась в сырых и тёмных непарадных комнатах неотапливаемого деревянного дворца. Чувства, подобные удивлению Сергея Дмитриевича, испытывали несколько поколений хранителей, когда видели её в этих подсобных помещениях.

В настоящее время начался новый виток истории Венерины. Сейчас она находится в идеальных для восковых предметов условиях, а в 2008-2009 годах её отреставрировали во Всероссийском художественно-научном реставрационном центре имени И.Э.Граюбаря. Группе мастеров в первую очередь пришлось очищать её поверхность и избавляться от плесени, покрывавшей почти 50% фигуры. Самым трудоёмким процессом оказалось сделать восполнения съёмной крышки, от которой остались только фрагменты. Во время расчисток внутри фигуры были обнаружены съемные части внутренних органов, имевшие металлические петли для удобства открывания. Как выяснилось, фигура ранее уже подвергалась реставрационным вмешательствам. Вторым этапом восстановления целостности экспоната стало приведение в экспозиционный вид подушки розового шёлка. Её набивку из натурального конского волоса промыли, дезинфицировали, утраты шёлка восполнили дублировочной тканью. В это же время Венерине изготовили паричок из натуральных волос. Когда встал вопрос, где взять натуральные волосы, одна из сотрудниц музея отдала хранившуюся у неё собственную отрезанную в девичестве косу.
Процесс реставрации Останкинской Венерины. 2009
В 2016 году отреставрированную Венерину в своей витрине, с волосами и на подушках впервые за музейную историю Останкина показали на выставке «Шереметевы в гостях у Юсуповых. Н.П.Шереметев и его Эстампная галерея» в музее-усадьбе Архангельское. Тогда она предстала перед зрителями с закрытой съёмной панелью. В 2022 году благодаря цифровым технологиям стало возможно осуществить виртуальный выставочный проект и показать уникальную сохранившуюся Венерину со всех ракурсов. Создание цифровой объёмной копии позволяет рассмотреть экспонат в деталях, с максимальным приближением. «Дерзайте знать!» как призывал немецкий мыслитель эпохи Просвещения Иммануил Кант.